Резолютивная часть объявлена 01.06.2018 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.06.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Касьянова М.К. по доверенности N68 от 01.03.2018,
рассмотрев жалобу ООО "ПиП-мебель" от 25.05.2018 N766-ж на действия Заказчика, аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрация города Сургута при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка сборка, расстановка и при необходимости монтаж мебели (извещение N0187300006518000316) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия межотраслевой комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона.
Заявитель в своей жалобе указал следующее.
29 марта 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru было опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона на поставку, сборку, расстановку и при необходимости монтаж мебели.
Общество с ограниченной ответственностью "ПиП-мебель" подало заявку на участие в указанном электронном аукционе.
16 апреля 2018 года был проведен электронный аукцион, а 23 мая 2018 г. аукционной комиссией были подведены итоги электронного аукциона. Электронный аукцион признан несостоявшимся, так как все вторые части участников были признаны несоответствующими.
С результатами проведенного аукциона ООО "ПиП-мебель" не согласно по следующим основаниям.
Пунктом 38 аукционной документации установлены запреты, ограничения, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, а именно:
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 26 документации установлены требования к документам в составе заявки: "В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и мунпиципальных нужд":
А) в соответствии с п.2 постановления для подтверждения производства товаров, является представление следующих документов:
копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
Б) в соответствии с п. 5 постановления установлены дополнительные требования к участникам закупки. Для подтверждения предоставляется декларация об использовании при производстве товаров материалов или полуфабрикатов, указанных в позициях 1 и 2 приложения к постановлению, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза.
Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, или копии этих документов, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе на основании приказа МЭР РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям:
- копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения."
Статья 31 Федерального закона РФ от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" четко определяет случаи предъявления к участникам закупок дополнительных требовании, а именно;
1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки;
2. Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования (Постановление Правительства РФ oт 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов.
подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта:
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
3. Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
При подаче заявки на участие в данном электронном аукционе ООО "ПиП-мебель" во второй части заявки приложило Акт экспертизы N 115-09-00016, выданный ООО "Петербургской Мебельной Фабрике" 02.03.2018 Торгово-промышленной палатой г. Кронштадта, а также заключенный 20.04.2018 с данной фабрикой договор поставки N 6 п 18.
В акте экспертизы N 115-09-00016 указаны все предполагаемые к поставке по данной закупке товары мебельной продукции.
Однако, аукционной комиссией, в нарушение действующего законодательства РФ в сфере закупок, в документации установлены дополнительные требования к участникам закупки о предоставлении декларации об использовании при производстве товаров материалов или полуфабрикатов, указанных в позициях 1 и 2 приложения к постановлению N 1072 от 05.09.2017, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза.
Хотелось бы обратить внимание контролирующего органа на тот факт, что сама выдача Торгово- промышленной палатой России акта экспертизы на мебельную продукцию, подтверждающего её производство в Российской Федерации, подразумевает изготовление этой продукции из материалов Российского производства. Ведь учитывая порядок проведения экспертизы Торгово-промышленной палатой, материалы, из которых изготавливается мебельная продукция также проходят экспертное исследование на предмет их происхождения.
Ведь коды, перечисленные в техническом задании но объекту закупки не содержат коды ОКПД2 (16.21.13, 16.21.14), на которые аукционной документацией установлены дополнительные требования.
Кроме того, учитывая опыт участия ООО "ПиП-мебель" в закупках, в которых заказчиком установлен запрет допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1072, участники закупки, как правило, не предоставляют документы, подтверждающие страну происхождения товара, ввиду чего их заявки отклоняют как не соответствующие требованиям.
Поэтому, очень сомнительно, что другие участники аукциона предоставили во второй части заявки подтверждающие страну происхождения документы.
На основании изложенного, Заявитель просит провести внеплановую проверку на предмет соблюдения правил проведения торгов, законности, допущения участников к участию в электронном аукционе по вторым частям заявок, признать жалобу ООО "ПиП-мебель" обоснованной, аннулировать результаты электронного аукциона, в случае выявления нарушений, допущенных аукционной комиссией, аннулировать результаты электронного аукциона.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка, сборка, расстановка и при необходимости монтаж мебели (извещение N0187300006518000316) размещены на официальном сайте единой информационной системы 29.03.2018.
23.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу от Заявителя ООО "ПиП-мебель" поступила жалоба N570-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Администрация города Сургута (управление муниципальных закупок), Заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 13 при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка, сборка, расстановка и при необходимости монтаж мебели (извещение N0187300006518000316).
В результате осуществления внеплановой проверки, а также в ходе рассмотрения доводов Заявителя, Комиссия Управления установила, что пунктом 26 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации раздела I. "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" Заказчиком установлены аналогичные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072, а именно:
"Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать 26.2.4. Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги запретам установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов:
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
А) в соответствии с п.2 постановления для подтверждения производства товаров, является представление следующих документов:
- копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
Б) в соответствии с п.5 постановления установлены дополнительные требования к участникам закупки. Для подтверждения предоставляется декларация об использовании при производстве товаров материалов или полуфабрикатов, указанных в позициях 1 и 2 приложения к постановлению, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза".
Изучив вторые части заявок участников закупки, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что ни один из участников закупки не представил в составе второй части заявки документ в силу пункта 2 Постановления N1072, подтверждающий производство товара в случаях, указанных в пункте 1 Постановления N 1072.
Вторые части заявок участников закупки не соответствуют требованиям аукционной документации (пункт 26.2.4), а также пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контраткной системе.
В соответствии Предписанию об устранении нарушений законодательства от 07.05.2018 N03/АМ-2336 был отменен протокол подведения итогов N N0187300006518000316-3 от 18.04.2018.
Согласно протоколу подведения итогов N0187300006518000316-3-1 от 23.04.2018 вторые части заявок всех участников электронного аукциона отклонены на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что повторно заявки на участие в вышеуказанном аукционе не направлялись, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
По доводам Заявителя о нарушении Заказчиком описания объекта закупки Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением N 0187300006518000316 окончание срока подачи заявок - 09.04.2018 09:00, следовательно, ООО "ПиП-мебель" было вправе обжаловать положения аукционной документации в срок до 09.04.2018 09:00.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ПиП-мебель" от 25.05.2018 N766-ж на действия Заказчика, аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрация города Сургута при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка сборка, расстановка и при необходимости монтаж мебели должны быть осуществлены в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты заключения Договора (извещение N0187300006518000316) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июня 2018 г. N 03/ВК-3102
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018