Резолютивная часть объявлена 01.06.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.06.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "САВ-Фарм" (ИНН 6686006036, ОГРН 1126686006413) от 25.05.2018 N770-ж на действия Заказчика - БУ "Окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Амоксициллин+[Клавулановая кислота] (извещение N0387200002818000090) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
28 февраля 2018 года на сайте zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении электронного аукциона (N извещения 0387200002818000090), начальная максимальная цена контракта - 1 215 522, 00 рублей и документация об электронном аукционе N191/2018ЭА на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Амоксициллин + [Клавулановая кислота], 28.02.2018 г. было размещено изменение извещения о проведении электронного аукциона NИИ2, в соответствии с которым изменен проект Контракта. Аукцион проводится на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной системе "Интернет" АО "ЕЭТП", адрес электронной площадки http://roseltorg.ru.
Техническое задание на поставку лекарственного препарата, сформулировано следующим образом:
N п/п |
Описание (характеристики) объекта закупки |
Ед. изм. |
Объем поставки лекарственного препарата |
Наименование страны происхождения товара*** |
|
МНН (группировочное или химическое наименование) |
Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма*, дозировка лекарственного препарата ** |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Амоксициллин+ [Клавулановая кислота] |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг+200 мг N5 Показания к примению: инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей (холецистит, холангит). Возможно применение при псевдомембранозном колите.Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов. |
шт |
1400 |
|
Остаточный срок годности лекарственного препарата не менее 18 месяцев на дату поставки
(Выражается в единицах измерения времени)
* Указываются лекарственные формы, в том числе эквивалентные лекарственные формы препарата, удовлетворяющие потребности заказчика;
** Указываются комбинации лекарственных дозировок, удовлетворяющие потребности заказчика, с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. Допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
*** Заполняется участником закупки на момент подачи заявки.
14 марта 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "САВ-Фарм" N318-ж на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Амоксициллин + [Клавулановая кислота] (N извещения 0387200002818000090). Рассмотрение жалобы состоялось 21.03.2018, по итогам рассмотрения указанной жалобы Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд было принято Решение N03/ПА от 21.03.2018. В соответствии с данным решением доводы, указанные в жалобе нашли свое подтверждение, жалоба была признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, заказчику выдано обязательное для исполнения предписание.
12 апреля 2018 г. заказчиком были опубликованы Изменения в извещения о проведении электронного аукциона. Изменения в техническое задание имеют следующий вид:
II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ЧИТАТЬ
Техническое задание на поставку лекарственного препарата*(1)
для медицинского применения Амоксициллин+[Клавулановая кислота]
N п/п |
Описание (характеристики) объекта закупки |
Ед. изм. |
Объем поставки лекарственного препарата |
Наименование страны происхождения товара*** |
|
МНН (группировочное или химическое наименование) |
Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма*, дозировка лекарственного препарата ** |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Амоксициллин+ [Клавулановая кислота] |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг+200 мг N5 Показания к применению: инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей. Возможно применение при псевдомембранозном колите. Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов. |
шт |
1400 |
|
Обоснование: Возможность применения у пациентов с диагнозами холецистит, холангит. Возможность применения при псевдомембранозном колите для продолжения антибактериальной терапии с целью снижения риска развития нежелательной лекарственной реакции.
Стабильность готового раствора 8 часов, данная рекомендация обусловлена оптимальным расходованием бюджетных средств.
Остаточный срок годности лекарственного препарата не менее 18 месяцев на дату поставки
(Выражается в единицах измерения времени)
* Указываются лекарственные формы, в том числе эквивалентные лекарственные формы препарата, удовлетворяющие потребности заказчика;
** Указываются комбинации лекарственных дозировок, удовлетворяющие потребности заказчика, с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. Допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
*** Заполняется участником закупки на момент подачи заявки.
19 апреля 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "САВ-Фарм" N 550-ж на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Амоксициллин + [Клавулановая кислота] (N извещения 0387200002818000090). Рассмотрение жалобы состоялось 26.04.2018 г., по итогам рассмотрения указанной жалобы Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд было принято Решение N 03/ПА- от 26.04.2018 г. В соответствии с данным решением доводы, указанные в жалобе нашли свое подтверждение, жалоба была признана частично обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, заказчику выдано обязательное для исполнения предписание.
21 мая 2018 г. заказчиком были опубликованы Изменения в извещения о проведении электронного аукциона. Изменения в техническое задание имеют следующий вид:
N п/п |
Описание (характеристики) объекта закупки |
Ед. изм. |
Объем поставки лекарственного препарата |
Наименование страны происхождения товара*** |
|
МНН (группировочное или химическое наименование) |
Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма*, дозировка лекарственного препарата ** |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Амоксициллин+ [Клавулановая кислота] |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг+200 мг N5
1. Показания к применению: инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей.
2. Возможно применение при псевдомембранозном колите.
3. Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов. |
шт |
1400 |
|
Обоснование:
1. Возможность применения у пациентов с диагнозами холецистит, холангит (инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей).
2. Возможность применения при псевдомембранозном колите для продолжения антибактериальной терапии с целью снижения риска развития нежелательной лекарственной реакции.
3. Стабильность готового раствора 8 часов, данная рекомендация обусловлена оптимальным расходованием бюджетных средств т.к раствор с меньшим сроком стабильности будет утилизироваться. Так же применение препарата с стабильностью готового раствора 8 часов возможно у детей.
Остаточный срок годности лекарственного препарата не менее 18 месяцев на дату поставки
(Выражается в единицах измерения времени)
Считаем, что после рассмотрения дела по существу и вынесения двух Решений Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Заказчик не внес необходимых изменений в техническое задание, по существу Техническое задание осталось неизменным.
Измененное Техническое задание, размещенное Заказчиком 12 апреля 2018 года, было дополнено следующей формулировкой:
Обоснование: Возможность применения у пациентов с диагнозами холецистит, холангит. Возможность применения при псевдомембранозном колите для продолжения антибактериальной терапии с целью снижения риска развития нежелательной лекарственной реакции. Стабильность готового раствора 8 часов, данная рекомендация обусловлена оптимальным расходованием бюджетных средств.
Измененное Техническое задание, размещенное Заказчиком 21 мая 2018 года, были внесены технические правки (текст в таблице и предлагаемом Заказчиком "обосновании" разделен на пункты 1, 2 и 3), указанная правка не влияет на содержание Технического задания. Под пунктом 1 "обоснования" дано понятие холангит (холангит - инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей), правка также не несет смысловой нагрузки, под пунктом 3 предлагаемая Заказчиком формулировка дополнена фразой :"т.к раствор с меньшим сроком стабильности будет утилизироваться. Так же применение препарата "со стабильностью готового раствора 8 часов возможно у детей.", указанная формулировка как изначально, так и с дополнением, не является обоснованием заявленной характеристики в соответствии требованиями Постановления от 15.11.2017 N2 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В своем решении от 26.04.2018 г. комиссия УФАС пришла к выводу, что "Обоснование необходимости указания "инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей" и "Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов" по мнению Комиссии Управления в техническом задании отсутствует.". Мы убеждены, что после внесения изменений в техническое задание, обоснование заявленных характеристик в соответствии требованиями Постановления от 15.11.2017 N2 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по -прежнему отсутствует.
Считаем, что Техническое задание размещенное Заказчиком 21 мая 2018 г. по существу осталось неизменным. "Обоснование" заказчика не подтверждает необходимость закупки товара, указанного в описании объекта закупки, в документации о закупке не раскрыто обоснование всех ограничивающих конкуренцию требований к объекту закупки, а информация, которая содержится в обосновании, не позволяет потенциальным участникам закупки однозначно и безусловно определить потребность заказчика в лекарственном препарате с указанными характеристиками, что не соответствует части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, п. 6 Постановления от 15.11.2017 N2 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться не указаны Заказчиком.
Документация об электронном аукционе N191/20183А на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Амоксициллин + [Клавулановая кислота] по существу осталась без изменений. Изменения в характеристики "Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма, дозировка лекарственного препарата" внесены Заказчиком не были, требования к объекту закупки остались неизменными. Таким образом, Заказчик не исполнил требования предписания об устранении нарушения законодательства, выданного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Обращаем Ваше внимание на то, что в Решение N 03/ПА от 21.03.2018 г. комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре пришла к следующему выводу:
"Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки указывает на:
- продолжительность действия лекарственного препарата;
- количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке;
- характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Обоснование необходимости указания таких требований (характеристик) в техническом задании отсутствует."
В Техническом задании по-прежнему указанно количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчику при описании объекта закупки не допускается указывать: ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата. Таким образом, Заказчик проигнорировал указанный вывод комиссии вплоть до настоящего времени.
ООО "САВ-Фарм" еще при подаче первой жалобы подробно изучены все "требования" заказчика, указанные в документации, и сделаны следующие выводы:
"Считаем, что описание объекта закупки составлено Заказчиком с существенными нарушениями, а именно:
1. Установлено необоснованное требование - "Возможно применение при псевдомембранозном колите". Заказчиком указана конкретная характеристика лекарственного препарата, содержащаяся в инструкции по применению лекарственного препарата, указывающая на конкретного производителя.
Псевдомембранозный колит - Редкое острое воспалительное заболевание кишечника, вызванное микроорганизмом Clostridium difficile. Заболеваемость псевдомембранозным колитом составляет - 6,7:100000 больных, лечившихся антибиотиками. Закупка препаратов для лечения указанного состояния подлежит регулированию в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, а именно осуществляется по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе.
2. Установлено необоснованное требование - "Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов". Заказчиком указана конкретная характеристика лекарственного препарата, содержащаяся в инструкции по применению лекарственного препарата конкретного производителя, при этом указанная величина является фиксированной - "8 часов".
3. Установлено необоснованное требование - "Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг+200мгN 5".
Заказчик, в соответствии с условиями Постановления, обязан указать кратные дозировки, в данном же случае эквивалентные дозировки не указаны, следовательно, единственно возможная к поставке дозировка - это 1000 мг+200 мг. Таким образом, зафиксировано количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, что запрещено Постановлением, кроме того, установлено требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата, что также является недопустимым.
4. Установлено необоснованное требование - "Показания к применению: инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей (холецистит, холангит)". В соответствии с Типовой клинико-фармакологическую статьей, вышеуказанная характеристика не соответствует МННАмоксициллин + Клавулановая кислота."
Указанные доводы нашли свое подтверждение в Решении N 03/ПА от 21.03.2018 г., жалоба была признана обоснованной. Таким образом, вопрос о наличии или отсутствия обоснования в настоящее время не актуален.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. Кроме того, согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Указанные требования Закона о контрактной системе направлены на соблюдение установленного в статьей 8 принципа обеспечения конкуренции. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчики указывают: дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве. Не допускается указывать: количество единиц лекарственного препарата во вторичной упаковке; иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата. Учитывая вышеизложенное, техническое задание должно содержать: МНН, лекарственную форму (с указанием эквивалентных лекарственных форм), дозировку (с указанием возможности поставки кратной дозировки в двойном количестве и/или некратной эквивалентной дозировки), количество лекарственных форм.
Считаем, что опубликованные изменения в документацию об электронном аукционе (N извещения 0387200002818000090) не устраняют выявленных нарушений в действиях заказчика. Документация электронного аукциона не приведена в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, обязательное для исполнения предписание не исполнено. Действия Заказчика по разработке и утверждению документации Аукциона в электронной в форме (N извещения 0387200002818000090) нарушают права и законные интересы потенциальных участников закупки и создают непреодолимые препятствия для развития добросовестной конкуренции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Заказчик нарушает требование Федерального закона N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с вышеизложенным, просим комиссию УФАС дать оценку действиям Заказчика по внесению изменений в документацию Аукциона в электронной в форме (N извещения 0387200002818000090). Просим УФАС обязать Заказчика привести документацию Аукциона в электронной в форме (N извещения 0387200002818000090) в соответствие с требованиями. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Считаем, что при описании объекта закупки электронного аукциона (N извещения 0387200002818000090) размещенном Заказчиком в ходе внесения изменений в документацию 21 мая 2018 г. были нарушены положения Постановления правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по существу изменения в документацию электронного аукциона N 0387200002818000090 Заказчиком внесены не были. Указанные в документации требования указывают на конкретное торговое наименование лекарственного средства - "Амоксиклав" (держатель регистрационного удостоверения Лек д.д. Словения), таким образом, прослеживается прямое ограничение конкуренции при описании объекта закупки электронного аукциона N 0387200002818000090. Лекарственный препарат с другим торговым наименованием и с указанной в описании объекта закупки формой выпуска, дозировкой и остаточным сроком годности, не может быть предложен другими участниками в рамках электронного аукциона (N извещения 0387200002818000090).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта. Ошибки, заложенные на любом из этапов проведения закупки, в конечном итоге приводят к нарушению прав участников.
В связи с вышеизложенным, ООО "САВ-Фарм" считает, что действия Заказчика по утверждению документации электронного аукциона (N извещения 0387200002818000090) нарушают Закон о контрактной системе и Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
До заседания Комиссии Управления поступили письменные возражения Заказчика, где Заказчик указал, что в настоящее время для нужд Учреждения закупается более 20 наименований антибактериальных препаратов. Количество пациентов за 2017 год составило 25 706 человек из них около 60% получают антибактериальные препараты по разным показаниям. Препарат Амоксициллин+[Клавулановая кислота приобретаемый в рамках данного аукциона необходим для лечения всего 45 пациентов в год, имеющих диагнозы холецистит, холангит, а также при лечении псевдомембранозного колита.
Указание количества единиц во вторичной упаковке (N5) является технической ошибкой, при этом, в техническом задании указано количество в штуках необходимых к поставке единиц лекарственного препарата, а именно: 1400.
До заседания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре аукционной комиссией Учреждения были рассмотрены поступившие первые части заявок на участие в электронном аукционе и две заявки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 были утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Особенности).
Согласно пункту 5 Особенностей, при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
При это, пунктом 6 Особенностей установлено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Амоксициллин+[Клавулановая кислота] (извещение N0387200002818000090) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.02.2018.
12.04.2018 и 21.05.2018 на основании предписаний об устранении выявленных нарушений Заказчиком внесены изменения в техническое задание.
Согласно техническому заданию требуется следующее:
N п/п |
Описание (характеристики) объекта закупки |
Ед. изм. |
Объем поставки лекарственного препарата |
Наименование страны происхождения товара*** |
|
МНН (группировочное или химическое наименование) |
Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма*, дозировка лекарственного препарата ** |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Амоксициллин+ [Клавулановая кислота] |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг+200 мг N5 1. Показания к применению: инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей. 2. Возможно применение при псевдомембранозном колите. 3. Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов. |
шт |
1400 |
|
Обоснование:
1. Возможность применения у пациентов с диагнозами холецистит, холангит (инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей).
2. Возможность применения при псевдомембранозном колите для продолжения антибактериальной терапии с целью снижения риска развития нежелательной лекарственной реакции.
3. Стабильность готового раствора 8 часов, данная рекомендация обусловлена оптимальным расходованием бюджетных средств т.к раствор с меньшим сроком стабильности будет утилизироваться. Так же применение препарата с стабильностью готового раствора 8 часов возможно у детей.
Остаточный срок годности лекарственного препарата не менее 18 месяцев на дату поставки
(Выражается в единицах измерения времени)
* Указываются лекарственные формы, в том числе эквивалентные лекарственные формы препарата, удовлетворяющие потребности заказчика;
** Указываются комбинации лекарственных дозировок, удовлетворяющие потребности заказчика, с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. Допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
*** Заполняется участником закупки на момент подачи заявки.
Показания применения: инфекции брюшной полости в т.ч. желчных путей Заказчик обосновывает возможностью применения у пациентов с диагнозами холецистит, холангит, возможность применения при псевдомембранозном колите обосновывается возможностью применения при псевдомембранозном колите для продолжения антибактериальной терапии с целью снижения риска развития нежелательной лекарственной реакции.
Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов по мнению Заказчика обусловлена оптимальным расходованием бюджетных средств.
Количество единиц во вторичной упаковке (N5) Заказчиком не обосновано.
Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные 21.05.2018 Заказчиком обоснования необходимости указания характеристик "инфекция брюшной полости в т.ч. желчных путей" и "Стабильность приготовленного раствора: возможность хранить инфузионный раствор амоксициллина/клавуланата 8 часов" не являются обоснованием, указанным в подпункте "а" пункта 6 Особенностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380, указание количества единиц во вторичной упаковке является технической ошибкой Заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушение Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты электронного аукциона в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доводы Заявителя о том, что Заказчик не исполнил требования предписания об устранении нарушения, выданного Ханты-Мансийским УФАС России, не находят своего подтверждения, поскольку Заказчиком вносились изменения в техническое задание.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "САВ-Фарм" (ИНН 6686006036, ОГРН 1126686006413) от 25.05.2018 N770-ж на действия Заказчика - БУ "Окружная клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Амоксициллин+[Клавулановая кислота] (извещение N0387200002818000090) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Окружная клиническая больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
-------------------------------------------
*(1)
Техническое задание формируется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июня 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018