Резолютивная часть объявлена 06.06.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 09.06.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (ИНН 4821016488, ОГРН 1054800150525) от 30.05.2018 N793-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N4", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения одноразового применения (шприцев, устройств для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов) (извещение N0387200009118001924) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
22.05.2018 г. КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЦЕНТР ЛЕКАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА" (далее по тексту - Заказчик) на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0387200009118001924 (далее-Извещение) на поставку изделий медицинского назначения.
Статьей 64 Закона о контрактной системе (Содержание документации об электронном аукционе) предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В техническом задании заявлены шприцы безопасные (позиция 4, 5).
Требования вышеуказанной характеристики ограничивает кол-во участников закупки и нарушает п.1.ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На территории Российской Федерации производство шприцев безопасных не зарегистрировано, вследствие этого возможность участия в торгах отечественных производителей исключается (Постановление правительства N102 от 05.02.2015 года).
Так же просит Вас учесть что в соответствии с письмом Министерства экономического развития от 27.08.2015 г NД28и-2446 в случае если лот является смешанным (поданы заявки как с товарами российского происхождения так и импортные) постановление Правительства N102 не применяется. п. 1.12 раздела 1 документации об электронном аукционе предусмотрено применение Постановления Правительства N102, в совокупности всех данных фактов Поставщик вводится в заблуждение и не может объективно и верно оценить все требования изложенные в документации об ЭА. В свою очередь Постановление Правительство обязано применяться в данном аукционе так как шприцы являющиеся предметом настоящего аукциона входят в перечень установленный Постановлением Правительства. Более целесообразно шприцы общего назначения и безопасные закупать отдельным закупочными процедурами, что создаст здоровую конкуренцию между участниками закупок и более широкий круг компаний сможет принять участие в аукционе, что является приоритетной задачей закона N44 о контрактной системе.
Вышеуказанные Заказчиком характеристики, требуемые в техническом задании, не влияют на функционально - технические характеристики шприца, а лишь описывают их техническую особенность после использования.
Таким образом, требование вышеуказанных характеристик ограничивает количество участников закупки, и нарушает положение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требование вышеуказанных характеристик ограничивает количество участников закупки, и нарушает положение п.1,ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 пп.2 ст. 33 Закона N44 ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Обязательное использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В данном аукционе Заказчиком в описании объекта закупки было указано, что поставляемый товар должен соответствовать ГОСТ ISO 7886-1-2011. Просим обратить внимание комиссии УФАС, что в данном ГОСТе не имеется такого понятия как "безопасный шприц", а сам механизм разрушения шприца не закреплен никакими техническими регламентами.
Таким образом техническое задание составление с нарушением ст.33.Закона N44 ФЗ., поскольку в данном случае техническое задание должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Настоящая правовая позиция подтверждается решением УФАС по Республике Башкортостан от 22.05.2015 г. N Г3-210/15.(аукцион N0301300121515000106) и так же Решением УФАС по аукциону 0301300097316000043. В данных аукционах выявили нарушения закона N44 ФЗ, должностные лица были привлечены к административной ответственности.
Следующим решением УФАС по Краснодарскому краю от 22.05.2015 г. N Г3-210/15.(аукцион N0301300121515000106) и так же Решением УФАС по аукциону 0301300097316000043. В данных аукционах выявили нарушения закона N44 ФЗ, должностные лица были привлечены к административной ответственности.
До заседания Комиссии Управления Уполномоченный орган письменно пояснил по доводам жалобы следующее.
Заказчик по позиции N 4, 5 технического задания указал следующие требования:
"Шприц стерильный безопасный одноразовый, с иглой, убирающейся после инъекции в поршень шприца, для подкожных и внутримышечных инъекций". Кроме того, Заказчик детально описал механизм безопасности и для чего он требуется: "Активируется в момент инъекции и сразу после нее. Для полного исключения риска заражения инфекцией и ее распространения среди пациентов и персонала".
Наличие в техническом задании механизма безопасности обусловлено требованиями защиты от инфекционного заражения, удобно медицинским работникам больницы в использовании и упрощает процесс его утилизации.
Таким образом основным преимуществом "безопасных шприцев" является:
- безопасность пациента: недоступность иглы полностью исключает повторное использование шприца. Уверенность для пациента в абсолютной безопасности инъекции.
- безопасность персонала: игла и все оставшиеся компоненты крови исчезают в колбе шприца и могут быть безопасно утилизированы без дополнительного разбора. Минимизируется риск случайной травматизации и инфицирования.
- полный контроль со стороны пользователя.
Согласно раздела 5 "Типы шприцев" ГОСТа ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению" указано:
5.1 Общее
Шприцы должны быть классифицированы в соответствии с 5.2 и 5.3. Существующее многообразие клинических применений приводит к тому, что наиболее подходящее устройство, препятствующее повторному применению шприцев с наивысшим уровнем надежности, может быть определено только при рассмотрении каждой конкретной конструкции.
5.2 Устройство, препятствующее повторному применению
Устройства, препятствующие повторному применению, должны быть классифицированы следующим образом:
-Тип 1: срабатывает автоматически в процессе или после завершения предназначенного однократного применения;
-Тип 2: требует вмешательства пользователя для приведения шприца в негодность после завершения предназначенного однократного применения.
Из технического задания Заказчика следует: "Механизм срабатывает в момент инъекции или сразу же после нее", Заказчиком был выбран тип 1 шприца, предусмотренный в пункте 5.2 ГОСТа ISO 7886-4-2011.
При этом стоит отметить, что шприц, относящийся к типу 2 является менее безопасным по сравнению с типом 1 поскольку не исключает возможности случайной травмы и заражения медицинского персонала и пациентов и как следствие происшествие биологической аварии.
По поводу применения ПП N 102:
ПП N 102 установлены ограничения допуска товаров иностранного происхождения, а не строгий запрет. Помимо этого ограничения применяются только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 ПП N 102, в совокупности, согласно письма ФАС России от 28.05.2015 N АЦ/26282/15.
Заявитель в своей жалобе, сам отвечает на поставленный им вопрос, ссылаясь на письмо Минэкономразвития РФ от 27.08.2015 N Д28и-2446 (далее - письмо МЭР N Д28и-2446, в котором говорится, что в случае если лот является смешанным (поданы заявки как с товарами российского происхождения, так и импортные) ПП N 102 не применяется.
Необходимо заметить, что в ПП N 102 и письме МЭР N Д28и-2446 не говорится о запрете включения в лот иностранного товара либо о том, что иностранный товар следует размещать отдельно от российского. ПП N 102 не устанавливает требования к Заказчику по формированию предмета закупки. В силу своего содержания ПП N 102 влияет на процедуру определения Поставщика при наличии всех указанных в нем условий.
Таким образом, довод Заявителя жалобы о том, что Заказчик не соблюдает требования, установленные ПП N 102 не состоятелен, т.к. Заказчик установил ограничения в документации в п. 23 аукционной документации.
Так как ПП N 102 применяется при наличии всех условий, в совокупности, то нарушений со стороны Заказчика в части неприменения ограничений ПП N 102 не наблюдается: рассмотрение первых и вторых частей электронного аукциона еще не было.
В силу части 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ регулируются отношения, связанные с заключением контракта, предметом которого является поставка товара В связи с этим участником закупки может выступить любое юридическое лицо, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям.
При формировании электронного аукциона Заказчик изучил рынок указанной продукции и выявил несколько производителей "безопасных шприцев", отвечающие потребностям Заказчика, и у всех указанных производителей, имеются официальные представители на территории Российской Федерации:
- "KD Medical GmbH Hospital Products", Германия,
- "Zhejiang Haufu Medical Equipment Co., Ltd.", Китай,
- "Changzhou Jinlong Medical Plastic Appliance Co., Ltd.", Китай.
Таким образом, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с указанными в электронной документации характеристиками, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
Постановлением N102 утверждены Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1) и Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 2 Постановления N102 указано, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Пунктом 2(1) Постановления N102 установлено, что в случае, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения одноразового применения (шприцев, устройств для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов) (извещение N0387200009118001924) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.05.2018.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Управления было установлено, что извещением N 0387200009118001924 установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением N102 и Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155.
Согласно Технического задания, Заказчик определил 9 позиций, в котором описаны характеристики изделий медицинского назначения однократного применения (шприцы одноразовые) с кодом ОКПД 2 - 32.50.13.110 (Перечень N1).
В соответствии с Постановлением N102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Так, за кодом ОКПД 2 - 32.50.13.110 закреплены следующие медицинские изделия:
-Шприцы;
-Иглы;
-Катетеры;
-Канюли; и аналогичные инструменты.
В связи с изложенным, Заказчик определил код ОКПД 2 32.50.13.110 в соответствии с наименованием медицинского изделия и согласно перечня N 1.
В разделе 5 "Типы шприцев" ГОСТа ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению" указано:
5.1 Общее
Шприцы должны быть классифицированы в соответствии с 5.2 и 5.3. Существующее многообразие клинических применений приводит к тому, что наиболее подходящее устройство, препятствующее повторному применению шприцев с наивысшим уровнем надежности, может быть определено только при рассмотрении каждой конкретной конструкции.
5.2 Устройство, препятствующее повторному применению
Устройства, препятствующие повторному применению, должны быть классифицированы следующим образом:
- Тип 1: срабатывает автоматически в процессе или после завершения предназначенного однократного применения;
- Тип 2: требует вмешательства пользователя для приведения шприца в негодность после завершения предназначенного однократного применения.
Наличие в техническом задании механизма безопасности обусловлено требованиями защиты от инфекционного заражения, удобно медицинским работникам больницы в использовании и упрощает процесс его утилизации.
Из технического задания Заказчика следует "Механизм безопасности Активируется в момент инъекции и сразу после нее. Для полного исключения риска заражения инфекцией и ее распространения среди пациентов и персонала".
Таким образом Заказчиком был выбран тип 1 шприца, предусмотренный в пункте 5.2 ГОСТа ISO 7886-4-2011.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" (ИНН 4821016488, ОГРН 1054800150525) от 30.05.2018 N793-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая поликлиника N4", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения одноразового применения (шприцев, устройств для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов) (извещение N0387200009118001924) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 июня 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2018