Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., государственного инспектора отдела контроля закупок Мироновой М.В.,
с участием:
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница N 1" (далее - ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 1", заказчик) - представителя по доверенности Григорьева В.И.;
от ООО "АШТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
в ходе рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленных ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 1", в отношении ООО "АШТ", и осуществления в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N179 от 24 ноября 2017 года на поставку свежих овощей, в связи с существенным нарушением условий контракта, заключенного с ООО "АШТ", в соответствии с Приказами Ярославского УФАС России от 23.05.2018 г. N 139, от 30.05.2018 N 146
установила:
в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ от ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 1" поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "АШТ", нарушившего, по мнению заказчика, существенным образом условия контракта N179 от 24 ноября 2017 года на поставку свежих овощей.
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком 23.10.2017 г. в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N0371300048417000178 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку свежих овощей вместе с аукционной документацией.
На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.11.2017 комиссией заказчика заявка участника закупки с порядковым номером 2 (ООО "АШТ") была признана соответствующей требованиям аукционной документации на поставку свежих овощей (извещение N0371300048417000178), ООО "АШТ" признано победителем такого электронного аукциона.
24 ноября 2017 года между заказчиком и поставщиком заключен контракт N179 на поставку свежих овощей (далее - контракт N179 от 24 ноября 2017 года, контракт).
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 раздела 1 "Предмет контракта" контракта N179 от 24 ноября 2017 года, заключенного между ООО "АШТ" и ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 1", по настоящему контракту Поставщик обязуется осуществить поставку свежих овощей в количестве, в сроки и на условиях, определенных настоящим контрактом, а Заказчик обязуется принять указанный товар и своевременно произвести оплату в соответствии с настоящим контрактом.
Передача товара Заказчику осуществляется Поставщиком на основании товарной накладной.
Товар должен быть поставлен в ассортименте согласно спецификации (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В пунктах 4.1, 4.2, 4.4 раздела 4 контракта указано, что срок поставки Товара: Поставка товара Поставщиком осуществляется с момента заключения контракта, но не ранее 01 января 2018 года, по 30 июня 2018 года ежедневно с 08.00 до 11.00 часов по московскому времени на основании заявок Заказчика, поданных в адрес Поставщика по факсу или по телефонной связи. Поставка товара осуществляется согласно заявленному к поставке Заказчиком количеству. Незаявленное к поставке Заказчиком количество товара поставке, приемке и оплате не подлежит.
Транспортировка, погрузка-разгрузка и размещение Товара (на складе Заказчика) осуществляется силами и средствами Поставщика.
Поставка Товара сопровождается документами, удостоверяющими качество Товара, подписанной Поставщиком (отдельной) товарно-транспортной накладной в соответствии условиями Контракта и заявкой Заказчика.
В рамках заседания Инспекции установлено, что в период с 09 января по 27 февраля 2018 года ООО "АШТ" осуществляло поставку товара надлежащим образом в соответствии с условиями контракта. В подтверждение данного факта заказчиком представлены товарные накладные и платежные поручения, свидетельствующие об оплате заказчиком поставленных товаров.
Заявки на поставку товара, направленные заказчиком посредством телефонной связи, в последующем (01.03.2018, 05.03.2018) не были исполнены поставщиком. При этом доказательств наличия объективных причин невозможности поставки таких товаров в адрес заказчика не представлено.
Соответственно, обществом поставлено свежих овощей на общую сумму 52 249,94 рублей, цена контракта составляет 182 383,50 рубля, следовательно, поставка овощей обществом осуществлена менее чем на половину от общей суммы контракта.
Представитель заказчика на заседании Инспекции пояснил, что ООО "АШТ" к моменту заседания Инспекции (30.05.2018, 05.06.2018) не поставило товар согласно последним заявкам.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из пунктов 13.2, 13.3 раздела 13 "Заключительные положения" контракта следует, что настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Односторонний отказ от исполнения Контракта предусмотрен.
В соответствии с частями 12, 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
16 марта 2018 года заказчиком принято решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N179 от 24 ноября 2017 года на поставку свежих овощей в связи с ненадлежащим исполнением со стороны ООО "АШТ" обязательств по указанному контракту (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
16 марта 2018 года заказчиком было направлено поставщику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на указанный в контракте почтовый адрес (680015 Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Архангельская, д.23, кв.4), в подтверждение данного факта заказчик представил копию почтового конверта и уведомления о вручении, в которых указано, что письмо не получено адресатом по причине истечения срока хранения письма в почтовом отделении.
19 марта 2018 года заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ 18 марта 2018 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, по истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком ООО "АШТ" о принятом решении об одностороннем расторжении контракта (в данном случае надлежащим уведомлением признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения заказчиком решения об одностороннем отказе в единой информационной системе).
Заседание Инспекции УФАС по Ярославской области по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений о поставщике - ООО "АШТ", в реестр недобросовестных поставщиков было назначено на 30 мая 2018 года в 14 часов 00 минут, затем перенесено на 05 июня 2018 года на 16 часов 00 минут.
О дате и времени заседания Инспекции поставщик был уведомлен заказчиком посредством направления заказного письма с уведомлением на указанный в контракте почтовый адрес (680015 Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Архангельская, д.23, кв.4), а также на указанный в контракте адрес электронной почты ( afshin7@mail.ru). Информация об изменении даты и времени заседания Инспекции была направлена поставщику посредством электронной почты.
Представитель ООО "АШТ" не явился ни на заседание Инспекции 30 мая 2018 года, ни на заседание 05 июня 2018 года. В качестве пояснений причин существенного нарушения условий контракта общество прислало письмо, в котором в качестве причин неисполнения условий контракта указывает изменение рыночных цен на фрукты и овощи, а также на то, что просил заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон.
На заседании Инспекции представитель заказчика сообщил, что подобных писем от поставщика на электронную почту заказчика не поступало. В подтверждение данного факта представил скрин-шоты со всех имеющихся у заказчика адресов электронных почт ( kb1.yar@yandex.ru, yarrb1@mail.ru), из которых видно, что подобных писем от отправителя HYPERLINK "elvina_1975k@mail.ru (один из электронных почтовых ящиков общества) не поступало.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
На заседании Инспекции представитель заказчика отметил, что цель, для достижения которой заключался контракт, не достигнута, поскольку вследствие не поставленного товара нарушена организация питания лиц, находящихся в лечебном учреждении.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты по решению суда, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Кроме того, принимая настоящее решение, Инспекция Ярославского УФАС России учитывает тот факт, что на день рассмотрения настоящего дела (05.06.2018) ООО "АШТ" уже находится в реестре недобросовестных поставщиков в связи с включением данной организации и сведений о ее учредителе/ директоре в реестр недобросовестных поставщиков:
- Калужским УФАС России на основании факта существенного нарушения условий контракта на поставку продуктов питания на 1 полугодие 2018 года (Сухофрукты) от 22.12.2017, заключенного с заказчиком - государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калужской области "Центральная районная больница Сухиничского района".
Таким образом, ООО "АШТ" в срок, определенный положениями указанного выше контракта, не исполнило принятые на себя в рамках данного контракта обязательства (поставка осуществлена менее чем на половину от общей суммы контракта, впоследствии прекращена поставка товара в соответствии с условиями контракта, поставщик перестал отвечать на поступающие от заказчика заявки на поставку товаров). Общество не представило ни заказчику, ни Инспекции достаточных доказательств наличия объективных причин, повлекших за собой неисполнение данного рассматриваемого контракта, иных доказательств отсутствия в данном случае умысла со стороны поставщика на существенное нарушение условий контракта. Указанные выше фактические обстоятельства дела безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении поставщика при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в положенный срок, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в срыве контракта.
В данном случае характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "АШТ". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 1" (ИНН 7606012078, КПП 760601001) в отношении ООО "АШТ" (ИНН 2723192971, КПП 272301001, юридический адрес: 680015 Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Архангельская, д.23, кв.4; лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного орган (генеральный директор) ООО "АШТ" Рахманов Мухаммадали Азизиллаевич, ИНН 450402082711), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N179 от 24 ноября 2017 года на поставку свежих овощей.
Датой включения сведений в отношении ООО "АШТ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Руководитель Инспекции |
Гудкевич Е.В. |
Члены Инспекции: |
Лебедева С.Н.
Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 5 июня 2018 г. N 41П-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018