Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии |
Исмаилов М.И. |
Члены Комиссии |
Руденко Л.Э., Дунаев И.В., |
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителя заявителя, представителей уполномоченного учреждения, представителя заказчика, рассмотрев жалобу заявителя - ООО ЧОП "Гранд" на действия комиссии при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на Оказание услуг по охране объектов (Извещение N 0841200000718000492), и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам, 25.04.2018 г. на официальном сайте государственных и муниципальных закупок в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением, ОГКУ "АГЗКО", размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0841200000718000453) (далее - Конкурсная документация).
23.05.20180 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки - ООО ЧОП "Гранд" поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия комиссии, которая, по его мнению, при проведении вышеуказанного конкурса нарушила порядок рассмотрения и оценки его заявки.
Ссылаясь на то, что порядок оценки заявок участников закупки установлен Постановлением Правительства от 28.11.2013 г. N 1085 по критериям стоимостного и нестоимостного характера, указанным в приложении 3 конкурсной документации.
В раздел II представлена "Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки" установлен следующий порядок оценки по показателям: "Услугами сопоставимого характера и объема считаются оказанные участником закупки услуги по круглосуточной физической охране административных и/или общественных зданий государственных и/или муниципальных учреждений и/или предприятий за последние 3 года". При этом заказчик в документации указал, что в случае установления конкурсной комиссией. Заказчиком. Уполномоченным учреждением недостоверных сведений в отношении представленных сведений о значении показателя, по данному показателю присваивается 0 баллов.
Заявитель не согласен с расчетом оценки в протоколе рассмотрения и оценки заявок от 18.05.2018 года N 0841200000718000492-2, поясняя это тем, что в соответствии с указанными положениями конкурсной документации в части расчета вышеуказанного показателя необходимо было засчитать ему и другим участникам закупки 0 баллов, так как сведения, представленные на обозрение конкурсной комиссии не были подтверждены в полном объеме, а балл за показатель учитывается целиком по представленным в заявке контрактам/договорам успешно оказанных услуг сопоставимого характера и объема.
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель комиссии с доводами жалобы не согласился. На заседании Комиссии им представлены пояснения, в которых считает обоснованной и законной оценку участников в соответствии c положениями законодательства о контрактной системе и конкурсной документации.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод жалобы, возражения на доводы жалобы, выслушав представителя Заказчика и уполномоченного учреждения, изучив имеющиеся в деле документы и материалы, соответствующие нормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. В Приложении N 3 конкурсной документации представлены критерии оценки заявок на участие в вышеназванном конкурсе.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (часть 8 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
На основании пункта 4 данных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке в числе прочих нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 данных Правил оценка заявок по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 этих же Правил.
Исходя из положения конкурсной документации, определение баллов для показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется в случае, если участником открытого конкурса в составе заявки на участие представлено документальное подтверждение оказанных аналогичных услуг по круглосуточной физической охране административных и/или общественных зданий государственных и/или муниципальных учреждений и/или предприятий за последние 3 года (копии государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров, с актами приемки выполненных работ). При отсутствии в составе заявки документального подтверждения оказанных аналогичных услуг оценивается конкурсной комиссией в 0 (ноль) баллов.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя (количество контрактов (договоров)). Однако, в утвержденной заказчиком документации не представлено расчетов по показателю, если не все договоры, представленные участником подтверждаются.
Исходя из формального толкования данного показателя, он должен быть схож по характеру и объему объекту закупки. В соответствии с документацией, объект закупки определен как: Оказание услуг по охране объектов, характер - круглосуточная охрана, объем определяется сроком заключения контракта по результатам такой закупки, что составляет 7 (семь) месяцев, с 01.06.2018 г. до 31.12.2018 г.
В ходе проведения проверки заявок участников закупки, Комиссией Костромского УФАС России выявлено, что не все контракты/договоры, представленные участниками в подтверждение успешного опыта, сопоставимы по объему объекту закупки.
При изучении утвержденной конкурсной документации на обоснованность присвоения баллов по указанному показателю опыта участника закупки не утверждено как производится расчет этих баллов к заявкам, поданным на конкурс. Хоть и указано, что является лучшим условием для показателя количество контрактов/договоров, но такие контракты/договоры должны быть сопоставимы по объему, что в документации не отражено.
Стоит отметить, что комиссия антимонопольного органа рассматривает жалобы на предмет применения порядка оценки, установленного документацией закупки, а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Такой порядок должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Учитывая объективный порядок вещей, вопреки заявленному доводу заявителя, что нестоимостной критерий в разбираемой ситуации следовало оценить в 0 баллов по причине не подтверждения части контрактов в поданных заявках требованиям документации, нельзя разделять, так как, в таком случае, оценка по данному критерию будет избыточной, что нарушит принцип законности присвоения баллов в ходе конкурса.
В соответствии с частью 3.1 статьи 53 закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 тогоже закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Принимая во внимание все изложенное Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 закона о контрактной системе, что выразилось в необъективном и неполном изложении показателей оценки критерия "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Гранд" необоснованной;
2. Признать за заказчиком нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части неполного установления условий оценки показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопостовимого характера и объема";
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов и внесении изменений в документацию;
4. Рассмотротреть вопрос о привлечении виновного лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.И. Исмаилов
Члены Комиссии И.В. Дунаев
Л.Э. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 29 мая 2018 г. N 05-08-60/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018