Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2018
В полном объеме решение изготовлено __.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ПРОСПЕКТ", в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Городская больница N2 г. Миасс" Киселевой А.Ю., действующего на основании доверенности от 31.05.2018;
- представителя ГБУЗ "Городская больница N2 г. Миасс" Галимовой Е.С., действующего на основании доверенности от 19.01.2018;
- представителя ГБУЗ "Городская больница N2 г. Миасс" Мальцевой Е.С., действующего на основании доверенности от 31.05.2018;
- представителя ООО "ПРОСПЕКТ" Казакова В.Ю., действующего на основании доверенности N 07 от 17.05.2018,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.05.2018 поступила жалоба ООО "ПРОСПЕКТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по повышению квалификации среднего медицинского персонала для ГБУЗ "ГБ N2 г. Миасс" (извещения N 0369300285118000235) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 07.05.2018 ГБУЗ "Городская больница N2 г. Миасс" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 491 250, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.05.2018 10:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал следующее.
Аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку участника закупки, так как в составе второй части заявки предоставлены все документы, предусмотренные документацией о закупке в соответствии с частями 3,5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Вторая часть заявки заявителя отклонена в связи с тем, что из документов, представленных обществом, не представляется возможным сделать вывод о его праве на осуществление образовательной деятельности на территории Челябинской области, так как местом нахождения общества является Приморский край.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона о контрактной системе решение комиссии по осуществлению закупок, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие аукционной комиссией решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.05.2018 (далее - протокол) заявка заявителя (порядковый номер заявки 5) признана несоответствующей требованиям документации об аукционе со ссылкой на пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и пункт 2.3 информационной карты документации о закупке.
В пунктах 6,7 информационной карты документации о закупке предусмотрены требования к участнику закупки в соответствии с пунктами 3-5,7,7.1,9,10 части 1, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 9 информационной карты документации о закупке содержатся требования к составу второй части заявки о предоставлении участником закупки, в том числе декларации о соответствии участника пунктам 3-5,7,7.1,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пунктах 6, 9 информационной карты документации о закупке установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части предоставления действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.
Из содержания второй части заявки ООО "ПРОСПЕКТ" следует, что обществом предоставлены документы, указанные в пункте 9 информационной карты документации о закупке, а именно: декларация о соответствии части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, выданная Департаментом образования и науки Приморского края N 11 от 02.03.2018 (далее - лицензия), что соответствует требованиям документации о закупке и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, доводы представителей заказчика, согласно которым в лицензии указан адрес места нахождения юридического лица - 692754, Приморский край, г. Артем, ул. Солнечная, д. 26а, в связи с чем заявитель не вправе оказывать услуги в радиусе 120 км от места нахождения заказчика, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Так, в пункте 9 информационной карты документации о закупке в требованиях к составу первой части указано на предоставление участником закупки согласия на оказание услуг на условиях аукционной документации.
При этом в требованиях к составу второй части заявки указано на предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования без учета требования к месту оказания услуг.
Как следует из представленных документов, в первой части заявки заявителя содержится согласие на оказание услуг на условиях аукционной документации, что означает согласие оказывать услуги с учетом требований к месту оказания услуг, указанных в пункте 2.3 информационной карты документации о закупке.
С учетом изложенного, аукционная комиссия незаконно отклонила заявку данного участника закупки в связи с отсутствием документов и сведений, подтверждающих несоответствие второй части заявки общества условиям исполнения контракта в части места оказания образовательных услуг, что противоречит части 1, пункту 1 части 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Следует отметить, что под содержанием объекта закупки необходимо понимать не только вид деятельности, подлежащий выполнению исполнителем, но и условия исполнения контракта, в том числе место оказания услуг (выполнения работ).
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
При этом в пункте 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указано, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
Согласно части 4 статьи 91 Закона об образовании лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Порядок лицензирования образовательной деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Порядок).
Согласно подпункту "б" пункта 10 Порядка для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В пункте 15 Порядка установлено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также представляются ряд документов, предусмотренных данных пунктом.
При этом, в пункте 16 Порядка указано, что в случае если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются места осуществления образовательной деятельности, планируемые к реализации образовательные программы, в том числе представляются ряд документов.
Таким образом, из совокупного толкования положений законодательства об образовании следует, что образовательную деятельность лицензиат вправе осуществлять только по месту ее осуществления, указанному в лицензии, а также в соответствии с местом (-ами) осуществления, указанными при переоформлении лицензии в случаях, предусмотренных в пунктах 15,16 Порядка.
Как установлено на заседании Комиссии в пунктах 6, 9 информационной карты документации о закупке указаны требования к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части предоставления действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.
Вместе с тем, указанное требование к лицензии в части указания только вида образовательной деятельности не в полной мере раскрывает положения лицензионного законодательства, а также требования документации о закупке в части условия о месте оказания услуг, что не соответствует пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 5 статьи 66, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ПРОСПЕКТ" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 1, пунктов 1,2 части 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещены в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 июня 2018 г. N 340-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018