Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Амировой В.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
Кучеевой А.С. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителязаказчикаГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"Хайруллина А.В.(доверенность от 01.02.2018 г. N61),в отсутствии представителя заявителяООО "ПАРУ ДЕВЕЛОПМЕНТ", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленногонадлежащим образом, рассмотрев жалобуООО "ПАРУ ДЕВЕЛОПМЕНТ"(вх.7851/ж от 14.05.2018 г.)на действия государственного заказчика ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" при проведении электронного аукциона N0311200024918000178на предмет: "Выполнение работ по ремонту автодороги Балтаси - Атня, км 30+100 - км 36+330 в Балтасинском муниципальном районе Республики Татарстан",
У С Т А Н О В И Л А:
Изменения извещения о проведении электронного аукционаN0311200024918000178размещены на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru18.05.2018 г.
Заказчик -ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта -74 693 266, 00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, заказчиком установлены излишние требования к техническим характеристикам материалам.
Заслушав представителя заказчика, а также изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 года NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Заказчиком установлены следующие Требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ:
В позиции N1 Эмульсия битумная дорожная. ЭБК-1 указано:
Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов:
пористого зернового состава - не смешивается,
плотного зернового состава - не смешивается.
Содержание вяжущего с эмульгатором от 50% до 70% по массе.*
Условная вязкость при 20°С от 10 с до 65с.*
Сцепление с минеральными материалами 5 баллов.*
Остаток на сите N014 не более 0,25%.*
Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N014):
через 7 суток не более 0,3% по массе,*
через 30 суток не более 0,5% по массе.*
Устойчивость при транспортировании - не распадается на воду и вяжущее.
Величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов должна быть не более 740 Бк/кг.*
В позиции N 3 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие, щебеночные, мелкозернистые для пористого асфальтобетона), марка II указано:
Содержание зерен размером мельче, в % по массе
20 мм 15 мм 10 мм 5 мм 2,5 мм 1,25 мм 0,63 мм 0,315 мм 0,16 мм 0,071 мм
90-100 64-100 52-88 40-60 28-60 16-60 10-60 8-37 5-20 2-8
Зерновой состав* минеральной части должен соответствовать приведенному в таблице, в % по массе:
Должны выполняться требования:
Пористость минеральной части не более 23%,*
Водонасыщение по объему от 4,0% до 10,0%,*
Остаточная пористость от 5,0% до 10,0%.*
Величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов должна быть не более 740 Бк/кг.*
В позицииN5 Песок природный указано:
Модуль крупности от 1,0-1,5 - очень мелкий; 1,5-2,0 - мелкий; 2,0-2,5 - средний
Полный остаток песка на сите с сеткой N 063*
-до 10% - очень мелкий;
-от 10% до 30% - мелкий;
-от 30% до 45% - средний
Содержание зерен крупностью* |
Класс и группа песка |
||||
Очень мелкий |
Мелкий |
Средний |
|||
II класс |
I класс |
II класс |
I класс |
II класс |
|
свыше 10 мм |
не > 0,5 |
не > 0,5 |
не > 0,5 |
не > 0,5 |
не > 5,0 |
свыше 5 мм |
не > 10,0 |
не > 5,0 |
не > 10,0 |
не > 5,0 |
не > 15,0 |
менее 0,16 мм |
не > 20,0 |
не > 10,0 |
не > 20,0 |
не > 5,0 |
не > 15,0 |
Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц* |
Класс и группа песка |
||||
Очень мелкий |
Мелкий |
Средний |
|||
II класс |
I класс |
II класс |
I класс |
II класс |
|
не >5,0 |
не >3,0 |
не >5,0 |
не >2,0 |
не >3,0 |
|
Согласно СНиП 2.05.02-85* - не более 5,0% |
Содержание в песке глины в комках* |
Класс и группа песка |
||||
Очень мелкий |
Мелкий |
Средний |
|||
II класс |
I класс |
II класс |
I класс |
II класс |
|
не >0,5 |
не >0,35 |
не >0,5 |
не >0,25 |
не >0,5 |
Коэффициент фильтрации (при оптимальной влажности и максимальной плотности) - не < 1,0 м/сут;
Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей.
В позиции N7 Щебеночно-песчаная смесь С-4 из щебня М800 указано:
Зерновой состав* щебеночно-песчаной смеси должен отвечать требованиям, указанным в табл.
Номер смеси |
Наибольший размер зерен Д, мм |
Полный остаток, % по массе, на ситах с размерами отверстий, мм |
|||||||||
|
|
120 |
80 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2,5 |
0,63 |
0,16 |
0,05 |
С4 |
80 |
0 |
0-10 |
15-35 |
28-55 |
40-70 |
50-80 |
60-85 |
80-95 |
91-97 |
95-100 |
Марка щебня по дробимости не менее 800.*
Морозостойкость щебня должна быть не ниже F 25.*
Величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов должна быть не более 370 Бк/кг.*
В позиции N6 Щебень из природного камня для строительных работ М-400 фр.5-10,фр. 10-20, 5-20, фр.20-40, фр.20-70(80) , фр.40-70(80) мм указано:
Полные остатки* на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим требованиям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен:
В качестве основного материала должен быть использован щебень фракции 20-70 (80) или 40-70(80) мм. При устройстве оснований дорожных одежд по способу заклинки в качестве расклинивающего материала должен быть использован щебень фракции 5-10, 10-20 мм или смесь щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5-20. Марка по дробимости должна быть не менее 400. Марка по истираемости должна быть не менее И4. Марка по морозостойкости должна быть не менее F25 Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы должны быть не более 35%. |
Согласно пояснениям заказчика, при подготовке технического задания заказчик руководствовался действующими ГОСТами, которые также указаны в техническом задании при описании характеристик.
В пункте 11.2.2. документации заказчика указано: "Показатели, отмеченные в приложении к документации об аукционе "Требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ" знаком "*" являются показателями, значения которых не могут изменяться. По этим показателям все значения, в том числе указанные в виде диапазона либо сопровождающиеся словами "не менее", "не более", "от", "до", "не ниже", "не выше" и т.п., являются конкретными и не должны изменяться участником закупки при подготовке заявки на участие в аукционе".
Таким образом, показатели, значения которых указаны в соответствии с ГОСТ отмечены знаком "*", согласно документации, характеристики к данным материалам необходимо указать в неизменном виде как в техническом задании.
Следовательно, заказчиком не установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, довод заявителя признан необоснованным.
Вместе с тем, в ходе анализа материалов дела Комиссией установлено следующее.
В документации заказчика "Требования к показателям материалов, используемых при выполнении работ" по пунктам 6, 7 установлены требования:
Марка щебня по дробимостине менее 800*
Морозостойкость щебня должна быть не ниже F 25*
Марка по дробимости должна быть не менее 400*
Марка по истираемости должна быть не менее И4*
Марка по морозостойкости должна быть не менее F25*.
Все вышеуказанные значения согласно пункту 11.2.2. документации заказчика необходимо указывать в неизменном виде со словами не менее, в связи с тем, что данный показатель указан со знаком "*".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" показатели: марка по дробимости, марка по истираемости, марка по морозостойкости указаны в виде конкретного значения, в связи с чем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанные характеристики могут ввести участников в заблуждение при формировании заявок, а также явиться следствием отклонения заявок.
Таким образом, действия заказчика по неверному указанию требований к материалам нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ДЕВЕЛОПМЕНТ" (вх.7851/ж от 14.05.2018 г.) на действия государственного заказчика ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" при проведении электронного аукциона N0311200024918000178 на предмет: "Выполнение работ по ремонту автодороги Балтаси - Атня, км 30+100 - км 36+330 в Балтасинском муниципальном районе Республики Татарстан",необоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан"нарушившим требованияпункта 1 части 1 статьи 64 cотсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Предписание заказчику не выдавать.
4.Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии В.Р. Амирова
А.С. Кучеева
Амирова Венера Ришатовна
(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 мая 2018 г. N 301-кз/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018