Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУЗ "Участковая больница N3 управления здравоохранения администрации МО г.Анапа" при проведении уполномоченным органом - МКУ "Центр организации закупок управления здравоохранения администрации МО г.Анапа" электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному строительству здания амбулатории врача общей практики по адресу: Анапский район, хут. Чекон, относительно ориентира: Анапский район, хут. Чекон, в 180 м на запад от пересечения ул. Чапаева и ул. Садовой" (извещение N 0818300025718000084) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, значения которых определяются при проведении испытаний. Аукционная документация и план-график содержат разночтения в части указания срока выполнения работ. Проект контракта не содержит информацию о размере штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Центр организации закупок управления здравоохранения администрации МО г.Анапа" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному строительству здания амбулатории врача общей практики по адресу: Анапский район, хут. Чекон, относительно ориентира: Анапский район, хут. Чекон, в 180 м на запад от пересечения ул. Чапаева и ул. Садовой" (извещение N 0818300025718000084).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 644 000,00 рублей.
Заявитель указывает, что в плане-графике и в аукционной документации указана противоречивая информация в отношении срока выполнения работ.
В силу ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Таким образом, Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении информации, содержащейся в планах-графиках.
Согласно пп.б) п.2 ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за: соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте единой информационной системы, заказчиком 11.05.2018 г. пройден контроль в финансовое управление администрации муниципального образования город-курорт Анапа (Уведомление о прохождении контроля N 124 от 11.05.2018 г. размещено на официальном единой информационной системы).
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 на заказчиков возложена обязанность самостоятельно определить и включить в аукционную документацию перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (то есть заказчики определяют такие виды работ путем сопоставления тех видов работ, подлежащих выполнению на основании сметного расчета (проектной Документации), с теми видами работ, которые определены законодателем в качестве исчерпывающего перечня в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, и в последующем такой перечень возможных видов работ включают в закупочную документацию).
Заказчиком в п.5.4.4 проекта контракта установлена следующая обязанность подрядчика: "Выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570, определенные по предложению Подрядчика в Приложении N1 к настоящему Контракту, исходя из сметной стоимости этих работ, в совокупном стоимостном выражении не менее 15 % Цены Контракта".
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утвержден порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Проект контракта не содержит информацию о размере штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции "Блоки тип 1" установлены следующие требования:
Марка монтажной петли |
П1 или П2 или П2а или П3 |
Длина петли, мм |
не менее 1180 |
В ГОСТ 13579-78, соответствие которому требует заказчик, установлено:
ПРИЛОЖЕНИЕ (обязательное). МОНТАЖНЫЕ ПЕТЛИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное
Спецификация и выборка стали на одну монтажную петлю
|
|
|
|
|
|
Марка монтажной петли |
Поз. |
Диаметр, мм |
Длина, мм |
Кол. |
Масса, кг |
П1 |
1 |
8AI |
970 |
1 |
0,38 |
П2, П2а |
2 |
10AI |
1180 |
|
0,73 |
П3 |
3 |
12AI |
1330 |
|
1,18 |
П4 |
4 |
8AI |
940 |
|
0,37 |
Таким образом длина монтажной петли марки П1 должна быть 970, в то время как заказчик требует не менее 1180. Следовательно, требования заказчика противоречат ГОСТу, вводят участников в заблуждение.
Комиссией установлено, что участники закупки в первой части заявки предлагали марку петли П1 с длиной 1180 мм, что противоречит ГОСТ и Закону о контрактной системе.
В позиции "Доски тип 2" раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлено:
Сорт |
1 или 2 |
Трещины пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец допускаются длиной неглубокие, в долях длины пиломатериала не более |
1/4 |
Трещины пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец допускаются длиной глубокие, в долях длины пиломатериала не более |
1/6 |
Рак |
отсутствие |
В соответствии с п.2.2. ГОСТ 8486-86 по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяют на пять сортов (отборный 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице:
Нормы ограничения пороков
|
|
|
|
|
|
Пороки древесины по ГОСТ 2140 |
Нормы ограничения пороков в пиломатериалах для сортов |
||||
|
отборного |
1-го |
2-го |
3-го |
4-го |
|
В пиломатериалах для несущих конструкций сумма размеров всех сучков, расположенных на участке длиной 200 мм, не должна превышать предельного размера допускаемых сучков. |
||||
2. Трещины |
|
|
|||
2.1. Пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец |
Допускаются длиной в долях длины пиломатериала, не более: |
Допускаются при условии сохранения целостности пиломатериала |
|||
|
Неглубокие |
Неглубокие и глубокие |
|
||
|
1/6 |
1/4 |
1/3 |
1/2 |
|
|
Глубокие |
|
|
|
|
|
1/10 |
1/6 |
|
|
|
2.2. Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец |
Допускаются длиной в мм, не более: |
Допускаются общей длиной в долях длины пиломатериала, не более: |
|||
|
100 |
150 |
200 |
1/6 |
1/4 |
2.3. Торцовые (кроме трещин усушки) |
Не допускаются |
Допускаются на одном торце длиной в долях ширины пиломатериала, не более: |
Допускаются при условии сохранения целостности пиломатериала |
||
|
|
1/4 |
1/3 |
1/2 |
|
Примечание. Допускаемые размеры трещин установлены для пиломатериалов с влажностью древесины не более 22%, при большей влажности эти размеры трещин уменьшаются вдвое. |
Таким образом, требования, установленные заказчиком, вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В свою очередь, соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок.
Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
Заказчиком при описании объекта закупки установлено требование о соответствии действующим ГОСТ.
Таким образом, пиломатериалы и иные товары, произведенные по ГОСТ, с заданными параметрами, будут соответствовать всем требованиям указанного ГОСТ (в том числе "Трещины пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец допускаются длиной неглубокие, в долях длины пиломатериала не более").
Аналогичные требования, противоречащие ГОСТ и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения установлены заказчиком также по ряду других позиций раздела 2 "Описание объекта закупки" (например, по п. "Шурупы" (не соответствует ГОСТ 1144-80), п. "Кирпич" (не соответствует ГОСТ 530-2012)).
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МБУЗ "Участковая больница N3 управления здравоохранения администрации МО г. Анапа" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУЗ "Участковая больница N3 управления здравоохранения администрации МО г. Анапа", уполномоченному органу - МКУ "Центр организации закупок управления здравоохранения администрации МО г. Анапа" (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июня 2018 г. N ЭА-932/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018