Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "05" апреля 2017 г. N43-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л.Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России Р.Р.Умеровой, в отсутствие представителя Управления по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" (надлежащим образом уведомлено), на основании обращения прокуратуры Кировского района г.Астрахани (вх. от 05.04.2018 N3219), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика Управления по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" (414000, г.Астрахань, ул.Чернышевского,4) (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении дополнительного соглашения от 13.10.10.2017 N52/94/1 к муниципальному контракту от 14.09.2016 N94, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
14.09.2016 между Заказчиком и ООО "КАСПИ-ТРЕЙД" (далее также Общество) заключен муниципальный контракт N94 на выполнение ремонтно - реставрационных работ по объекту "Нежилое помещение N47, расположенное в домовладении 11/27/12 лит. А по ул. Ленина/Кирова/Красного Знамени, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Дом гостиничный с торговыми лавками (подворье) Усейнова Аджи, до 1884 г.", согласно рабочей документации "Корректировка ремонтно- реставрационной документации по объекту: "Нежилое помещение N47, расположенное в домовладении 11/27/12 лит. А по ул. Ленина/Кирова/Красного Знамени, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Дом гостиничный с торговыми лавками (подворье) Усейнова Аджи, до 1884 г." (далее также Контракт).
Данный контракт заключен по результатам электронного аукциона N0825300004216000032, проведенного в порядке Закона о контрактной системе.
Согласно п.1.1 Контракта предметом является выполнение ремонтно - реставрационных работ по объекту "Нежилое помещение N47, расположенное в домовладении 11/27/12 лит. А по ул. Ленина/Кирова/Красного Знамени, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Дом гостиничный с торговыми лавками (подворье) Усейнова Аджи, до 1884 г.", согласно рабочей документации "Корректировка ремонтно- реставрационной документации по объекту: "Нежилое помещение N47, расположенное в домовладении 11/27/12 лит. А по ул. Ленина/Кирова/Красного Знамени, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Дом гостиничный с торговыми лавками (подворье) Усейнова Аджи, до 1884 г."
Приложением к данному договору являются локальные сметные расчеты, ведомости объемов работ, ведомости ресурсов, а также проектная документация, которые определяют виды и объем работ, являющихся предметом контракта.
Согласно п.2.1 Контракта цена контракта составляет 10 545 516, 60 рублей.
13.10.2017 между Заказчиком и Обществом заключено дополнительное соглашение N52/94/1 к контракту, в соответствии с которым изменен объем работ, а именно: произведена замена части объема работ по акту N1 от 03.05.2017 в связи с непредвиденной необходимостью выполнения работ, непредусмотренных контрактом, и утратой необходимости в выполнении части работ, которые были контрактом предусмотрены.
По мнению подателя обращения, указанное дополнительное соглашение заключено в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Инспекция не соглашается с таким выводом исходя из следующего.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен запрет на изменение существенных условий контракта при его исполнении, а также определены случаи, когда внесение изменений в существенные условия контракта допустимо.
В частности, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).
По смыслу приведенного законоположения допускается изменение объема работ, являющихся предметом контракта, при условии, что такое изменение не приводит к увеличению или уменьшению общего объема работ более чем на 10%. При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, указывающих на недопустимость расчета общего объема работ в денежно-стоимостном выражении.
В рассматриваемом случае замена работ произведена сторонами контракта без изменения вида работ (ремонтно - реставрационные работы) и объекта, подлежащего ремонту и реставрации (нежилое помещение N47, расположенное в домовладении 11/27/12 лит. А по ул. Ленина/Кирова/Красного Знамени).
При этом до изменения объема работ цена контракта составляла 10 545 516,60 рублей, а после составила 10 207 159,64 рубля.
То есть изменения объема работ, внесенные в контракт спорным соглашением, не привели к изменению общего объема работ более чем на 10% от цены контракта.
Пунктами 1, 2 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано право заказчика вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. Закон о контрактной системе не исключает применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок взаимоотношений подрядчика и заказчика относительно выполнения и оплаты работ, которые были обнаружены в ходе строительства, но в то же время не учтенные в технической документации, однако без выполнения которых невозможно достижение основной цели договора подряда и, как следствие, увеличение стоимости работ.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указал на необходимость учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетную необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
В соответствии с ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.
В силу ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
Таким образом, изменение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, когда такое увеличение не превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
При таких обстоятельствах Инспекция не усматривает в действиях сторон контракта по заключению соглашения N52/94/1 нарушение Закона о контрактной системе.
Руководитель инспекции П.Л.Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 июня 2018 г. N 69-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018