Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
"_" - руководителя Управления,
Членов Комиссии:
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии:
- Подъячевой С.В. представителя Уполномоченного органа по доверенности N 1 от 09.01.2018;
- Зябкиной О.В. председателя Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО,
рассмотрев жалобу ООО "Техпроф М" (ИНН 7203328819) вход. N 2001 от 06.04.2018 (далее - Заявитель) на действия - Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607) (далее - Уполномоченный орган), при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона "Оказание услуг по метрологической поверке медицинского оборудования", начальная (максимальная) цена контракта - 979 495, 33 рублей, (извещение N 0190200000318001661http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormI d=29963651, Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент).
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель обжалует решение Единой комиссии, вынесенное Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 03.04.2018 N 0190200000318001661-3.
Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении закупки Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением, документацией об аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) Изменения извещения о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 979 495, 33 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.03.2018.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что при подаче заявки на аукцион ООО "Техпроф М" руководствовались документацией об электронном аукционе, а именно п. 1.10.1, гласит: "Участник закупки вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (СУБПОДРЯДЧИКОВ) в случае, если это допускается условиями проекта Контракта"... далее по тексту. А Контракт пунктом 4.1.7. предусматривает в случае привлечения субисполнителей, предоставить документы, подтверждающие соответствие субисполнителей требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ. Заявителем в дополнительных документах к заявке на участие в аукционе были приложены именно такие документы: договор и аттестат аккредитации субподрядчика "Тюменский ЦСМ".
Таким образом, ООО "Техпроф М" не нарушило п. 2 ст.13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и п.4.2, и п. 4.3. Правил проведения аккредитации метрологичесжих служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 17 декабря 2002 г. N 124 (представил на иное юридическое лицо), в нарушение ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44- ФЗ, а также пункта 3.3.3.2 "Информационной карты электронного аукциона".
По заявленным в жалобе доводам Уполномоченным органом и Заказчиком представлены мотивированные возражения.
Проанализировав жалобу Заявителя, Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе устанавливает, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определены заказчиком в пункте 3.3.3.2 Информационной карты электронного аукциона:
- Исполнитель должен иметь аттестат аккредитации на право поверки средств измерения в соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и п.4.2, и п. 4.3. Правил проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 17 декабря 2002 г. N 124.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 03.04.2018 N0190200000318001661-3 заявка ООО "Техпроф М" (Заявка N 1) признана несоответствующей по причине того, что участником не представлена копия атгестата аккредитации на право поверки средств измерения в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и п.4.2, и п. 4.3. Правил проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 17 декабря 2002 г. N 124 (представил на иное юридическое лицо), в нарушение ст. 66 Закона о контрактной системе, а также пункта 3.3.3.2 "Информационной карты электронного аукциона".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании изложенного, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Услуги по проведению поверки медицинских изделий, согласно классификатору ОКПД2, относятся к коду 71.12.40.129 "Услуги в области метрологии прочие, не включенные в другие группировки".
При этом в случае проведения электронного аукциона участник закупки должен вложить во вторую часть заявки копию аттестата аккредитации (при указании такого требования в документации), что позволит аукционной комиссии однозначно удостовериться в соответствии данного участника требованиям законодательства в области обеспечения единства измерений.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае услуги по метрологической поверке медицинского оборудования являются самостоятельным объектом закупки, Заказчик обязан был установить требования о наличии у участника закупки аттестата аккредитации на право поверки средств измерения в соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и п.4.2, и п. 4.3. Правил проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 17 декабря 2002 г. N 124.
В части 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) закреплено, что поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги но обеспечению единства измерений (часть 1 статьи 19 Закона N 102-ФЗ).
В силу пунктов 4.2, 4.3. по решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц.
Госстандарт России при аккредитации МС юридических лиц выдает аттестат аккредитации с приложением к нему, в котором указывается область аккредитации. Срок действия аттестата аккредитации не превышает 5 лет.
Пунктом 4.1.7. проекта контракта установлено: "Исполнитель должен иметь аттестат аккредитации на право поверки средств измерения в соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и п.4.2, и п. 4.3. Правил проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 17 декабря 2002 г. N 124. В случае привлечения субисполнителей. Исполнитель предоставляет документы, подтверждающие соответствие субисполнителей требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводам Заявителя в данной ситуации наличие в аукционной документации (пункт 4.1.7. проекта контракта) условия о праве участника закупки привлекать третьих лиц для исполнения обязательств по контракту, не освобождает самого Исполнителя по контракту от необходимости предоставления азтестата аккредитации на право поверки средств измерения.
Аналогичный подход применительно к установлению требования предоставления лицензии на лицензируемый вид деятельности в составе заявки, если этот вид деятельности является самостоятельным объектом закупки, изложен в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, где указано следующее:
"...Если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности....
...Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки".
Включение в документацию о закупке на оказание услуг по метрологической поверке медицинского оборудования вышеназванных требований возможно сужает круг ее потенциальных участников, вместе с тем основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не обеспечение максимально широкого круга участников закупок, а выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым будет своевременно и полно удовлетворять требования заказчика в товарах (работах, услугах) с необходимыми показателями цены, в наибольшей степени отвечая целям повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют вышеназванным целям и задачам Закона о контрактной системе. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В рассматриваемом случае отсутствие в документации об электронном аукционе требований к участникам аукциона о наличии у участника закупки аттестата аккредитации на право поверки средств измерения и представлении его в составе второй части заявки на участие в закупке может привести к допуску к участию в аукционе лиц, не отвечающих требованиям ч. 2 ст.13 Закона N 102-ФЗ и п.п. 4.2, и 4.3. Правил проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, нарушению порядка определения победителя аукциона, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности других участников рассматриваемого аукциона, отвечающих названным требованиям.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия считает, что у Единой комиссии отсутствовали правовые основания для признания заявки ООО "Техпроф М" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Единой комиссии нет нарушений Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техпроф М" (ИНН 7203328819) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607), при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона "Оказание услуг по метрологической поверке медицинского оборудования", начальная (максимальная) цена контракта - 979 495, 33 рублей, (извещение N 0190200000318001661http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormId=29 963651, необоснованной.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 апреля 2018 г. N 04-01/152-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2018