Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"_",
Членов Комиссии:
"_";
"_",
При участии:
- Представителя заказчика по доверенности N1 от 20.03.2018
- Представителя заказчика по доверенности от 28.04.2018
- Представителя заказчика по доверенности N51 от 29.01.2018
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (ИНН: 0323371411), (далее - Заявитель), на действия МКУ "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард" 2 этап", начальная (максимальная) цена контракта - 127 702 016 ,00 руб. (извещение N 0190300002118000182), ( далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте - 09.04.2018;
2) дата и время окончания подачи заявок - 25.04.2018 09:00;
3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 28.04.2018;
4) дата проведения аукциона - 03.05.2018.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель сообщил что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. Заказчиком в проекте контракта не установлены все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, что является нарушением частей 5, 6, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Положение проекта контракта, предусматривающее, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта в совокупном стоимостном выражении составляют15процентов цены контракта, не соответствуют требованиям Постановления N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
По заявленным в жалобе доводам Заказчиком были представлены возражения, в которых Заказчик сообщил, что:
1. В проекте контракта заданы значения штрафных санкций (пени) в соответствии с Н(М) ЦК - 127 702 016,00. Постановление от "30" августа 2017 г. N1042 находится в свободном доступе в любой информационной системе и в сети Интернет, что позволяет участнику аукциона уточнить размеры штрафных санкций при возможном падении цены контракта.
2. Контракт не диктует подрядчику ограничения процентной части составляющей конкретных видов и объемов работ, предусмотренных контрактом. В проекте контракта установлено минимальное значение в 15% в соответствии с правилами. Каждая закупка индивидуальна. В данном случае в проекте контракта и аукционной документации по мимо требования правил установлено право подрядчика поручить 50% объема работ субподрядчиком ( пункт 6.14.контракта). А также обязательство привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства - 15% (пункт 6.10).
Проанализировав материалы жалобы, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом в фиксированной сумме, а также размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок ее определения подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Согласно п. 10.1. проекта контракта Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту в соответствии с действующим законодательством РФ и условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 10.2. проекта контракта порядок определения штрафа за неисполнение Сторонами обязательств по Контракту и размера пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1042).
Согласно п. 10.3. проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 0,5% цены Контракта и составляет ____ (___) рублей __ копеек.
Согласно п. 10.4. проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом N44-ФЗ), предложившим наиболее высокую цену за право заключения Контракта, размер штрафа за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 1% начальной (максимальной) цены Контракта и составляет 1 277 020 рублей 16 копеек.
Согласно п. 10.5. проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 100 000 рублей.
Согласно п. 10.7. проекта контракта за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 100 000 рублей.
Согласно п. 10.8. проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
В случае если начальная максимальная цена контракта превышает 100 млн. руб., соответствующие подпункты, касающиеся расчета неустойки по контрактам с ценой ниже указанной суммы, могут быть исключены из проекта контракта.
В данном случае Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 127 702 016 ,00 руб.
Следовательно в соответствии с п. 3, 4, 6, 9 Постановление Правительства РФ N1042 Заказчик должен был включить обязательное условие в Проект контракта Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае:
- если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- от если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
- если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, в проекте контракта заказчик не установил штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Следовательно, указанные действия Заказчика, нарушают положения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы обоснован.
2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены в том числе:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
В аукционной документации в приложении N6 установлены конкретные виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Пунктом 6.6 проекта контракта установлено: "Определить до даты подписания Контракта и выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, установленных Заказчиком. Стоимость работ должна составлять 15% от цены Контракта.
Положение проекта контракта, предусматривающее, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта в совокупном стоимостном выражении составляют 15 процентов цены контракта, что соответствуют требованиям Постановления N 570 и не нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы не обоснован.
На основании вышеизложенного комиссия пришла к выводу что, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также комиссией установлено что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, следовательно оснований для выдачи предписания отсутствует, так как аукцион признан не состоявшимся.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" (ИНН: 0323371411), на действия Заказчика МКУ "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972) при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард" 2 этап", начальная (максимальная) цена контракта - 127702016,00 руб. (извещение N 0190300002118000182) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972) нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 28.14.2018 N 04-01/198-2018 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 апреля 2018 г. N 04-01/198-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2018