Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
-
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу на действия заказчика Администрации Ярковского муниципального района при проведении открытого конкурса N КО-003/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Ярковского района по регулируемым тарифам (далее также - открытый конкурс) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300026718000043),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 23.05.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заказчиком администрацией Ярковского муниципального района, утвердившей конкурсную документацию, были допущены нарушения антимонопольного законодательства, которые нарушают интересы заявителя ООО "Авто-700", а именно, в конкурсной документации содержатся положения, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок. В числе нарушений указываются следующие: согласно пункта 4 раздела 3 конкурсной документации по критерию "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа", исходя из которого, опыт работы исчисляется в полных годах, при этом, неполный год опыта работы не учитывается. В пункте 6 раздела 3 конкурсной документации по критерию "наличие лицензированного помещения для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей", при этом, действующим законодательством не запрещается проводить медицинские осмотры в специализированных помещениях не на базе перевозчика. В пункте 7 раздела 3 конкурсной документации по критерию "средняя заработная плата" поскольку указанный критерий не влияет на качественные показатели работ. Так же в заседании Комиссии представитель заявителя уточнился относительно довода Положения технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации), который предусматривает требование к экологическому классу транспортных средств не ниже "Евро-4", при этом, пункт 2 раздела 3 конкурсной документации устанавливает критерий "экологический класс транспортных средств" а именно, различные экологические классы: "Евро-1", "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4", таким образом, каких-либо ограничений на использование экологического класса ниже "Евро-4" действующее законодательство не предусматривает.
Представитель заказчика представил отзыв на жалобу заявителя, который приобщен к материалам дела N ФКС 18/184 , а также документы по проведению спорного конкурса.
Представитель заказчика согласна с доводами жалобы относительно критериев конкурсной документации предусматривающей "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа", "средняя заработная плата", также полагает, что указанные положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Заказчиком администрацией Ярковского муниципального района 11.05.2018 на официальном сайте ЕИС: http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса N КО-003/18 предметом, которого является выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Ярковского района по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300026718000043).
Начальная (максимальная) цена контракта 58 304 594, 84 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 01.06.2018 11:00.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона).
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Часть 1 ст. 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев и их величин значимости, установленные частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту- Правила).
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В пункте 6 раздела 3 конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации считается наличие лицензированного помещения для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Вместе с тем, указанный пункт не предусмотрен ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. Наличие указанного критерия в конкурсной документации никак не связано с предметом проводимого открытого конкурса, соответственно, указанный пункт конкурсной документации не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В пункте 4 раздела 3 конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации является "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам". При этом, в пункте 7 раздела 3 конкурсной документации в перечне нестоимостных критериев указывается на такой показатель как "размер средней заработной платы".
В ходе рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России жалобы заявителя, представитель заказчика согласилась с доводами жалобы относительно "опыта выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам", а также "размера средней заработной платы" как несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Тюменского УФАС России ознакомившись с указанными положениями конкурсной документации, считает их не соответствующими Закону о контрактной системе ввиду следующего.
Так, участнику закупки следует подтвердить среднюю заработную плату следующим документом: Заверенная заявителем копия страниц 1 и 5 Формы по КНД 1151111 "Расчет по страховым взносам" за первый, второй, третий, четвертый квартал 2017 года.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным закон "О минимальном размере оплаты труда".
Вместе с тем, из указанных документов не следует, что средняя заработная плата напрямую зависит от квалификации работников и финансовой устойчивости самого предприятия. Таким образом, каждое предприятие самостоятельно устанавливает размер оплаты труда в соответствии со штатной численностью и финансовыми возможностями.
Доказательств, подтверждающих обоснованность установления указанного показателя представителем заказчика, не представлено. Таким образом, довод заявителя, в данной части, обоснован.
Кроме того, показатели шкалы оценок в разделе "нет опыта, один год, два года" предусматривают 0 баллов, в сравнении с разделами "три года" предусматривающими 50 баллов и "четыре года" предусматривающими 100 баллов, которые фактически ставят в неравные условия участников открытого конкурса. При этом, участников имеющих один или два года опыта работы фактически уравнивают в полученных баллах с участниками конкурса такого опыта не имеющими. Сам по себе критерий по осуществлению перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам не учитывает опыта иных участников по осуществлению межрегиональных перевозок, ограничиваясь лишь перевозками по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, однако осуществление межрегиональных перевозок также считается опытом, который получает тот или иной перевозчик. Следовательно, ограничение по указанным критериям влечет невозможность создания равных условий при оценке участников конкурса, в связи с чем, указанные положения конкурсной документации нарушают требования п. 4 части 1 статьи 32, п. 9 части 1 статьи 50 Закона N44-ФЗ.
Таким образом, довод заявителя, в данной части, обоснован.
В положениях технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации) содержится требование к экологическому классу транспортных средств - "не ниже класса Евро-4". При этом, указанное условие технического задания фактически расходится с требованиями пункта 2 раздела 3 конкурсной документации предусматривающей экологические классы транспортных средств: "отсутствует, не установлен, Евро-1", "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4". Поскольку конкурсная документация предусматривает наличие указанных экологических классов транспортных средств, установление каких-либо ограничений в техническом задании на выполнение работ, по сути, влечет создание неравных условий для конкуренции между участниками открытого конкурса.
Для осуществления перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам допускаются перевозчики в соответствии с условиями конкурсной документации, при этом, установление требования о наличии определенного экологического класса топлива не влияет на возможность исполнения контракта, не ставит в зависимость от возможности оказания услуг при наличии определенного класса топлива, поскольку в данном случае, выбор класса топлива осуществляется перевозчиком самостоятельно, и не может определяться конкурсной документацией. Более того, отсутствие баллов по показателю "отсутствует, не установлен, Евро-1" само по себе, фактически уравнивает в баллах участников конкурса, которые не имеют экологического класса транспортного средства, с участниками которые имеют экологический класс транспортного средства "Евро-1", что с точки зрения ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе не может быть признано допустимым.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что показатели нестоимостного критерия, такие как: "наличие опыта работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам", "средняя заработная плата", "наличие лицензированного помещения для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей" объективно не связано с предметом контракта, являются избыточными и необъективными, не позволяющими выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении нестоимостных критериев оценки не связанного с предметом контракта, и создающего преимущественные условия не относящиеся к условиям исполнения контракта, а также установлении расхождений между положениями технического задания (приложения N 1 к конкурсной документации) а также пункта 2 раздела 3 конкурсной документации предусматривающей экологические классы транспортных средств противоречат требованиям пункта 4 части 1 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию относительно нестоимостных критериев, а именно: "наличие опыта работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам", "средняя заработная плата", "наличие лицензированного помещения для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей", а также устранить расхождение требований технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации) с требованиями пункта 2 раздела 3 конкурсной документации предусматривающей экологические классы транспортных средств и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авто-700" на действия заказчика администрации Ярковского муниципального района при проведении открытого конкурса N КО-003/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Ярковского района по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300026718000043) обоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии -
Члены Комиссии -
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/184 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
30 мая 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
-
на основании решения от 30.05.2018 г. по делу N ФКС 18/184 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "Авто-700" на действия заказчика администрации Ярковского муниципального района при проведении открытого конкурса N КО-003/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Ярковского района по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300026718000043), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику - администрации Ярковского муниципального района, устранить нарушения п. 4 ч.1 ст.32, п.9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса N КО-003/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Ярковского района по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки N 0167300026718000043).
1.1. Внести изменения в конкурсную документацию относительно нестоимостных критериев, а именно: "наличие опыта работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам", "средняя заработная плата", "наличие лицензированного помещения для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей", а также устранить расхождение требований технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации) с требованиями пункта 2 раздела 3 конкурсной документации предусматривающей экологические классы транспортных средств, согласно выводов содержащихся в вынесенном Комиссией Тюменского УФАС России решении.
1.2. После внесения изменений в конкурсную документацию провести дальнейшую процедуру открытого конкурса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
2. Заказчику, представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет в срок до 06.07.2018 г. включительно.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии -
Члены Комиссии -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 мая 2018 г. N ФКС 18/184
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018