Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
-
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу на действия заказчика администрации Нижнетавдинского муниципального района при проведении открытого конкурса N ОК 01-05/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (далее также - открытый конкурс) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300017518000021),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 23.05.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заказчиком администрацией Нижнетавдинского муниципального района, утвердившей конкурсную документацию, были допущены нарушения антимонопольного законодательства, которые нарушают интересы заявителя ООО "Авто-700", а именно в конкурсной документации содержатся положения, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В числе указанных нарушений указываются следующие: в пункте 3 приложения N 4 к конкурсной документации указывается на критерий "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа", при этом в качестве опыта засчитываются только перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. В то время, как межрегиональные перевозки фактически не учтены в конкурсной документации. Согласно пункту 4 приложения N 4 к конкурсной документации содержится критерий "количество актов (предписаний) выданных МУГАДН" который, по мнению заявителя, противоречит законодательству о контрактной системе, ввиду того, что наличие указанных актов не может быть принято к оценке критерия, так как наличие указанного акта не подтверждает наличие правонарушения. Согласно пункту 2 приложения N 4 к конкурсной документации указан критерий "средний возраст транспортных средств", в задании на выполнение работ (приложение N 1 к конкурсной документации) обозначено требование к возрасту автотранспортных средств - "дата изготовления ТС не ранее 01.01.2014", при этом, возраст транспортного средства не оказывает решающего значения на возможность его эксплуатации для перевозки пассажиров. Также, в задании на выполнение работ содержится запрет на использование транспортных средств с экологическим классом топлива ниже класса "Евро-4", при этом, каких-либо нормативных ограничений на использование транспортных средств с экологическим классом топлива ниже "Евро-4" действующее законодательство не предусматривает. Также заявитель указывает, что в примечании к заданию на выполнение работ указано, что замена на автобус классом выше не допускается. При этом, замена на автобус классом выше является улучшением условий для пассажиров.
Представитель заказчика, на заседании Комиссии не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу заявителя, которые приобщены в материалы дела N ФКС 18/185.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Заказчиком администрацией Нижнетавдинского муниципального района 08.05.2018 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса N КО-01-05/18 предметом, которого является выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300017518000021).
Начальная (максимальная) цена контракта 87 812 209, 56 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 08.06.2018 16:00.
По результатам рассмотрения конкурсной документации N КО-01-05/18 участником закупки ООО "Авто-700", было установлено, что администрацией Нижнетавдинского муниципального района, утвердившей конкурсную документацию допущены нарушения действующего антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом, в ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев и их величин значимости, установленные частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту-Правила).
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Установлено, что предметом конкурса является выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В пункте 4 раздела 3 конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации считается опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. При этом, показатели шкалы оценок в разделе "нет опыта, один год, два года, три года, четыре года" предусматривают 0 баллов, в сравнении с разделами "пять лет" предусматривающими 50 баллов и "шесть лет" предусматривающими 100 баллов, которые фактически ставят в неравные условия участников открытого конкурса. При этом, участников имеющих один, два, три или четыре года опыта работы фактически уравнивают в полученных баллах с участниками конкурса такого опыта не имеющими. Кроме того, сам по себе критерий по осуществлению перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам не учитывает опыта иных участников по осуществлению межрегиональных перевозок. Указанное положение конкурсной документации фактически нарушает требования по обеспечению равных условий между участниками закупок, а именно требований ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 приложения N 4 к конкурсной документации содержится критерий "количество актов (предписаний) выданных МУГАДН о нарушениях перевозчиком требований законодательства регламентирующего деятельность на автомобильном транспорте".
Комиссия Тюменского УФАС России указанный критерий конкурсной документации не может отнести к нарушениям законодательства о контрактной системе, поскольку указанный критерий относится к предмету контракта, при этом, для обеспечения осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам установление критерия в конкурсной документации касающейся количества актов о нарушениях законодательства регламентирующего деятельность на автомобильном транспорте представляется оправданным ввиду определения лучших условий исполнения контракта. Указанное положение соответствует требованиям пункта 3 Правил, в соответствии с которым, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым обратить внимание, что в конкурсной документации содержится положение о количестве актов (в том числе предписаний) относительно нарушений перевозчиком законодательства регламентирующего деятельность на автомобильном транспорте. При этом, формулировка относительно предписаний о нарушениях законодательства не представляется корректной и подлежит исключению из конкурсной документации. Формулировка о количестве актов о нарушениях перевозчиком требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения полностью соответствует предмету проводимого конкурса.
Согласно пункту 2 приложения N 4 к конкурсной документации указан критерий "средний возраст транспортных средств", в задании на выполнение работ (приложение N 1 к конкурсной документации) обозначено требование к возрасту автотранспортных средств - "дата изготовления ТС не ранее 01.01.2014".
Возраст автотранспортных средств соответствующего класса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок определяется с даты изготовления транспортного средства, указанной в паспорте транспортного средства (ПТС).
При этом, сам по себе возраст транспортного не связан с предметом контракта, не влияет на качество оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным, и в том числе, по межмуниципальным маршрутам. Кроме того, критерий возраста транспортного средства не соответствует пункту 27 Правил. Соответственно, данный критерий, указанный в задании на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам влечет создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В техническом задании на выполнение работ (приложение N 1 к конкурсной документации) содержится требование к экологическому классу транспортных средств - "Евро-4 и выше". При этом, действующее законодательство не содержит какого-либо запрета на эксплуатацию автотранспортных средств на использование экологического класса топлива ниже чем "Евро-4". Установление в конкурсной документации ограничения в положениях задания на выполнение работ относительно экологического класса топлива, по сути, влечет создание неравных условий для конкуренции между участниками открытого конкурса. Поскольку для осуществления перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам допускаются перевозчики в соответствии с предметом конкурсной документации, при этом, установление требования о наличии определенного экологического класса топлива не влияет на возможность его выполнения, не ставит в зависимость от возможности оказания услуг при наличии определенного класса топлива, поскольку в данном случае, выбор класса топлива осуществляется перевозчиком самостоятельно, и не может определяться конкурсной документацией.
В примечании к заданию на выполнение работ указано, что замена на автобус классом выше не допускается.
В соответствии с пунктом 14 части 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров)
В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства Тюменской области от 20.09.2010 N 271-п "О методике формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов" классы автобусов определяются по габаритной длине (в метрах) и вместимости:
малый - длина от более чем 5,0 метра до 7,5 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении в подклассе "А" до 19 пассажиров, в подклассе "Б" и "В" до 28 пассажиров, в городском и пригородном сообщении в подклассе "А" до 26 пассажиров, в подклассе "Б" и "В" до 42 пассажиров, в подклассе "Г" до 13 пассажиров. Автобусы подкласса "В" обладают повышенной проходимостью;
средний - длина от более чем 7,5 метра до 10,0 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении до 34 пассажиров, в городском и пригородном сообщении до 67 пассажиров;
большой - длина от более чем 10,0 метра до 16,0 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении до 49 пассажиров, в городском и пригородном сообщении в подклассе "А" до 90 пассажиров, в подклассе "Б" до 120 пассажиров;
особо большой - длина более чем 16,0 метра, вместимость до 178 пассажиров.
Формирование тарифов (цен) на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом осуществляется с применением методов экономически обоснованных затрат, индексации и норматива эксплуатационных затрат.
При этом, каких-либо законодательных ограничений предусматривающих запрет на замену автобуса при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа действующее законодательство не предусматривает. Следовательно, довод жалобы заявителя является обоснованным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что показатели нестоимостного критерия, такие как: "наличие опыта работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам", объективно не связано с предметом контракта, являются избыточными и необъективными, не позволяющими выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении нестоимостных критериев оценки не связанных с предметом контракта, а также установлении в задании на выполнение работ относительно экологического класса транспортных средств и примечании к заданию на выполнение работ относительно не допущения возможности замены автобусов на другой класс, было установлено, что тем самым, создаются преимущественные условия, не относящиеся к условиям исполнения контракта, а также противоречащие требованиям пункта 4 части 1 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию относительно нестоимостных критериев, а именно: "наличие опыта работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам", "средняя заработная плата", "количество актов (предписаний) выданных МУГАДН" в части касающейся исключения из конкурсной документации формулировки относительно предписаний о нарушениях законодательства, "средний возраст транспортных средств", а также, в задании на выполнение работ относительно экологического класса транспортных средств "Евро-4 и выше", и примечании к заданию на выполнение работ относительно не допущения возможности замены автобусов на другой класс, и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авто-700" на действия заказчика администрации Нижнетавдинского муниципального района при проведении открытого конкурса N ОК 01-05/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300017518000021) обоснованной частично.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии -
Члены Комиссии -
-
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/185 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
30 мая 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
-
на основании решения от 30.05.2018 г. по делу N ФКС 18/185 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "Авто-700" на действия заказчика администрации Нижнетавдинского муниципального района при проведении открытого конкурса N ОК 01-05/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300017518000021), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику - администрации Нижнетавдинского муниципального района, устранить нарушения п. 4 ч.1 ст.32, п.9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса N ОК 01-05/18 по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер 0167300017518000021).
1.1. Внести изменения в конкурсную документацию относительно нестоимостных критериев, а именно: "наличие опыта работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам", "средняя заработная плата", "количество актов (предписаний) выданных МУГАДН" в части касающейся исключения из конкурсной документации формулировки относительно предписаний о нарушениях законодательства, "средний возраст транспортных средств", а также, в задании на выполнение работ относительно экологического класса транспортных средств "Евро-4 и выше", и примечании к заданию на выполнение работ относительно не допущения возможности замены автобусов на другой класс, согласно выводов содержащихся в вынесенном Комиссией Тюменского УФАС России решении.
1.2. После внесения изменений в конкурсную документацию провести дальнейшую процедуру открытого конкурса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
2. Заказчику, представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет в срок до 06.07.2018 г. включительно.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии -
Члены Комиссии -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 мая 2018 г. N ФКС 18/185
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018