Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса N КО 01/18 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300029218000047),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 25.05.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении конкурса N КО 01/18.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Согласно жалобе установленные в конкурсной документации такие критерии оценки заявок как "размер средней заработной платы", "специальная оценка условий труда", "наличие службы ГО и ЧС" а также положения задания на выполнение работ (приложение N 1 к конкурсной документации) которые предусматривают подклассы транспортных средств, которые действующей классификацией транспортных средств не установлены" являются необоснованными и не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Присутствующий в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, представил в материалы дела N ФКС 18/198 надлежащим образом заверенную копию конкурсной документации N КО 01/18.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Абатского муниципального района выступила организатором проведения открытого конкурса N КО-01/18 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.
15.05.2018 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300029218000047.
Дата начала подачи заявок на конкурс 16.05.2018 08:00.
Дата окончания подачи заявок на конкурс 05.06.2018 11:00.
В соответствии ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составлять сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту - Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, согласно Извещению о проведении открытого конкурса N ОК 01-2018 объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.
Раздел 4 Главы 1 конкурсной документации (Информационная карта) содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта, значимостью критерия оценки 60% (п. 4.1.1 раздела 4 Главы 1 документации);
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (п. 4.1.2 раздела 3 главы 1 документации) критерий значимости не установлен.
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
- (п. 4.1.3 раздела 4 Главы 1 документации): "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", критерий значимости 13 %.
- (п. 4.1.4 раздела 3 Главы 1 документации): "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимостью критерия оценки 27 %.
Нестоимостные критерии, указанные Приложении N 4 к конкурсной документации N КО-01/18, содержит следующие показатели:
1. Экологический класс транспортных средств. Коэффициент значимости показателя 5 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
2. Использование транспортных средств потребляющих газомоторное топливо. Коэффициент значимости показателя 3 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
3. Возраст транспортных средств. Коэффициент значимости показателя 5 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
4. Опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа. Коэффициент значимости показателя 10 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенные заявителем копии контрактов/договоров с муниципальными/государственными заказчиками на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам. Заверенные заявителем копии Актов выполненных работ (актов приемки работ), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам подписанные сторонами.
5. Средняя заработная плата. Коэффициент значимости показателя 6 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия страниц 1 и 5 формы по КНД 1151111 "Расчет по страховым взносам" за первый, второй, третий, четвертый квартал 2017 года.
6. Специальная оценка условий труда. Коэффициент значимости показателя 3 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенные заявителем копии свидетельств о государственной регистрации прав или выписка из ЕГРН.
7. Доля дорожно-транспортных происшествий. Коэффициент значимости показателя 5 %.
Предметом оценки по данному показателю является: сведения (справка) от уполномоченного органа (УГИБДД УМВД России Тюменской области): о количестве дорожно-транспортных происшествий на транспортных средствах зарегистрированных на юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, у участников простого товарищества, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников за период с 01.01.2017 по 31.12.2017; о количестве зарегистрированных транспортных средствах на юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, у участников простого товарищества на 01.01.2017 и на 31.12.2017.
8. Служба ГО ЧС. Коэффициент значимости показателя 3 %.
Предметом оценки по данному показателю является: готовность предприятия при введении режима чрезвычайной ситуации, согласно сил и средств к эвакуационным мероприятиям.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Данная норма корреспондирует требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет при проведении торгов на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе и созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
В пункте 4.1.4 конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации считается "средняя заработная плата". Так, участнику закупки следует подтвердить среднюю заработную плату следующим документом: Заверенная заявителем копия страниц 1 и 5 Формы по КНД 1151111 "Расчет по страховым взносам" за первый, второй, третий, четвертый квартал 2017 года.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным закон "О минимальном размере оплаты труда". Вместе с тем, из указанных документов не следует, что средняя заработная плата напрямую зависит от квалификации работников и финансовой устойчивости предприятия. Таким образом, каждое предприятие самостоятельно устанавливает размер оплаты труда, в соответствии со штатной численностью и финансовыми возможностями.
Доказательств, подтверждающих обоснованность установления указанного показателя представителем заказчика, не представлено. Таким образом, довод заявителя, в данной части, обоснован.
В задании на выполнение работ (приложение N 1 к конкурсной документации), связанных с осуществлением перевозок по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам указываются классы транспортных средств, которые, по мнению заявителя не установлены действующей классификацией транспортных средств предусмотренной Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Следовательно, по мнению заявителя, указанная классификация отличается, от классификации указанной в обжалуемой закупке.
Конкурсной документацией предусматриваются следующие минимальные классы транспортных средств: "Малый "Б", "Малый "В", "Малый Г".
Осуществление перевозок по регулируемым тарифам регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ, класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров);
Подклассы автобусов определены с учетом Постановлением Правительства Тюменской области 20.09.2010 N 271-п, а также в связи с состоянием дорожного покрытия дорог района, с учетом разворотных площадок на конечных пунктах. Так, класс транспортного средства - "Малый Б" определен в связи с маленькими разворотными площадками на конечных пунктах, где транспортное средство иного класса не сможет осуществить разворот автобуса. Минимальная вместимость пассажиров рассчитана из среднего пассажиропотока по маршрутам.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в конкурсную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, учитывая изложенное, приходит к выводу, что предусмотренные конкурсной документацией классы транспортных средств определены с учетом потребности заказчика (наличие маленьких разворотов на конечных остановках, состояние дорожного покрытия), более того определенные конкурсной документацией классы автобусов не противоречат Федеральному закону N 220-ФЗ, а лишь детализируют в части вместимости пассажиров. Указанный довод жалобы заявителя не обоснован.
В пункте 4.1.4 конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации считается "специальная оценка условий труда", показатели шкалы оценки критерия следующие: "наличие специальной оценки условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий труда" оценивается в 100 баллов, "отсутствие специальной оценки условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий труда" оценивается в 0 баллов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о специальной оценке условий труда) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о специальной оценке условий труда работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 8 Закона о специальной оценке условий труда, следует, что обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда, возлагается на работодателя.
При этом, для целей исполнения предмета заключаемого контракта по осуществлению перевозок по муниципальным маршрутам не имеет значения имеется ли у организации участвующей в конкурсе специальная оценка условий труда, или же она отсутствует. Поскольку оценка условий труда осуществляется в рамках трудовых правоотношений, которые не имеют отношения к порядку проведения открытого конкурса. Пункт 27 Правил не предусматривает указанного критерия при оценке участника закупки, и не влияет на возможность исполнения им обязанностей по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам. Довод заявителя в данной части обоснован.
В пункте 4.1.4 конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации считается "служба ГО ЧС". "Наличие объектовой службы ГО ЧС" оценивается в 100 баллов, "отсутствие объектовой службы ГО ЧС" оценивается в 0 баллов.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
При этом, для целей исполнения предмета заключаемого контракта по осуществлению перевозок по муниципальным маршрутам не имеет значения имеется ли у организации участвующей в конкурсе служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Поскольку указанными функциями наделены органы МЧС России, которые осуществляют указанные полномочия в отношении неопределенного круга лиц. Пункт 27 Правил не предусматривает указанного критерия при оценке участника закупки, и не влияет на возможность исполнения им обязанностей по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам. Довод заявителя в данной части обоснован.
Кроме того, Комиссией Тюменского УФАС России проведена внеплановая проверка конкурсной документации.
В пункте 4.1.3 конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации считается "опыт выполнения работ", связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. При этом, показатели шкалы оценок в разделе "нет опыта, один год, два года" предусматривают 0 баллов, в сравнении с разделами "три года" предусматривающими 35 баллов, раздел "четыре года" предусматривает 70 баллов, раздел "пять лет" предусматривает 100 баллов, которые фактически ставят в неравные условия участников открытого конкурса. При этом, участников имеющих один или два года опыта работы фактически уравнивают в полученных баллах с участниками конкурса такого опыта не имеющими. Кроме того, сам по себе критерий по осуществлению перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам не учитывает опыта иных участников по осуществлению межрегиональных перевозок.
Из конкурсной документации усматривается, что при оценке критерия опыта работы не учитывается опыт работы в качестве привлеченного лица (субперевозчика). Однако, сведения о субперевозчиках учитываются в маршрутной карте, и следовательно, привлеченное лицо также получает опыт выполнения перевозок.
Указанное положение конкурсной документации фактически нарушает требования по обеспечению равных условий между участниками закупок, а именно требований ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.1.3 конкурсной документации указан критерий "возраст транспортных средств", обозначено требование к возрасту автотранспортных средств - "свыше 121 месяца" равен 0 баллов, "от 61 до 120 месяцев" равен 50 баллов, "от 0 до 60 месяцев" равен 100 баллов.
Возраст автотранспортных средств соответствующего класса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок определяется с даты изготовления транспортного средства, указанной в паспорте транспортного средства (ПТС).
При этом, сам по себе возраст транспортного не связан с предметом контракта, не влияет на качество оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным, и в том числе, по межмуниципальным маршрутам. Кроме того, критерий возраста транспортного средства не соответствует пункту 27 Правил. Соответственно, данный критерий, указанный в задании на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам влечет создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В положениях технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации) содержится требование к экологическому классу транспортных средств - "Евро-2 и выше". При этом, указанное условие технического задания фактически расходится с требованиями раздела 4.1.3 раздела 4 конкурсной документации предусматривающей экологические классы транспортных средств: "отсутствует, не установлен, Евро-1", "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4". Поскольку конкурсная документация предусматривает наличие указанных экологических классов транспортных средств, установление каких-либо ограничений в техническом задании на выполнение работ, по сути, влечет создание неравных условий для конкуренции между участниками открытого конкурса.
Для осуществления перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам допускаются перевозчики в соответствии с условиями конкурсной документации, при этом, установление требования о наличии определенного экологического класса не влияет на возможность исполнения контракта, не ставит в зависимость от возможности оказания услуг при наличии определенного класса, поскольку в данном случае, выбор класса осуществляется перевозчиком самостоятельно, и не может определяться конкурсной документацией. Более того, оценивание участников по показателям "отсутствует, не установлен, Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и выше" само по себе, фактически разрешает предъявлять автотранспорт с экологическим классом ниже Евро-2.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" отсутствует запрет на выполнение работ автотранспортом с экологическим классом ниже Евро-3.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в техническом задании документации требования при выполнении работ к экологическому классу транспорта "Евро-2 и выше", нарушают ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что показатели нестоимостного критерия, такие как: "средняя заработная плата", "возраст транспортных средств", "опыт выполнения работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа", "специальная оценка условий труда", "служба ГО ЧС", "экологический класс транспортных средств" объективно не связаны с предметом контракта, являются избыточными и необъективными, не позволяющими выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении нестоимостных критериев оценки не связанного с предметом контракта, и создающего преимущественные условия не относящиеся к условиям исполнения контракта противоречат требованиям статьи 8, части 8 статьи 32, части 1 статьи 33, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибАвто" на действия заказчика - администрация Абатского муниципального района, при проведении открытого конкурса N КО-01/18 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам Абатского района по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167300029218000047) обоснованной частично.
В части показателей нестоимостных критериев, таких как: "средняя заработная плата", "возраст транспортных средств", "опыт выполнения работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа", "специальная оценка условий труда", "служба ГО ЧС", "экологический класс транспортных средств" которые объективно не связаны с предметом контракта, являются избыточными и необъективными, не позволяющими выявить лучшие условия исполнения контракта.
2. Признать заказчика - администрацию Абатского муниципального района, нарушившими статью 8, часть 8 статьи 32, части 1 статьи 33, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/198 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
01 июня 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/198 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЗапСибАвто" на действия заказчика - администрации Абатского муниципального района, при проведении открытого конкурса N КО-01/18 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167300029218000047), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Администрации Абатского муниципального района надлежит устранить нарушения статьи 8, части 8 статьи 32, части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, допущенные при проведении открытого конкурса N КО-01/18 (N 0167300029218000047) путем внесения изменений в конкурсную документацию с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/198 о нарушении законодательства о контрактной системе и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Администрации Абатского муниципального района после внесения изменений в конкурсную документацию N КО-01/18, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
3. В срок до 13 июля 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июня 2018 г. N ФКС 18/198
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018