Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 1-2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района в 2020 году по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300007418000034),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 25.05.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении конкурса N ОК 1-2018.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Согласно жалобе, заявителем указывается, что шкала оценки заявок (приложение N 4 к конкурсной документации) содержит требование "опыт выполнения работ", при этом, у менее чем пяти перевозчиков имеется опыт работы более 7 лет, что не указывает на хорошее качество выполнения ими работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа, что влечет невозможность заключения контракта с другими перевозчиками.
Присутствующие в заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами заявителя, представили в материалы дела N ФКС 18/199 надлежащим образом заверенную копию конкурсной документации N ОК 1-2018, а также возражения на жалобу (исх. N 01-01-27/2063-18 от 31.05.2018).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Казанского муниципального района выступила организатором проведения открытого конкурса N ОК 1-2018 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.
29.04.2018 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300007418000034.
Дата начала подачи заявок на конкурс 29.04.2018 08:00.
Дата окончания подачи заявок на конкурс 05.06.2018 10:00.
В соответствии ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составлять сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту - Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Раздел 4 Главы 1 конкурсной документации (Информационная карта) содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта, значимостью критерия 60 % (п. 3.1.1 раздела 3 Главы 1 документации);
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, критерий значимости не установлен (п. 3.1.2 раздела 3 Главы 1 документации);
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
- (п. 3.1.3 раздела 3 Главы 1 документации): "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", критерий значимости не установлен значимостью критерия 8 % согласно приложению N 4 к конкурсной документации;
- (п. 3.1.4 раздела 3 Главы 1 документации): "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимостью критерия 32 % согласно приложению N 4 к конкурсной документации.
Нестоимостные критерии, указанные Приложении N 4 к конкурсной документации N ОК 01-2018, содержит следующие показатели:
1. Средний возраст транспортных средств. Коэффициент значимости показателя 0,03 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
2. Использование транспортных средств потребляющих газомоторное топливо. Коэффициент значимости показателя 0,05 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
3. Наличие подвижного состава, необходимого для выполнения работ по контракту. Коэффициент значимости показателя 0,07 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
4. Опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа. Коэффициент значимости показателя 0,25 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенные заявителем копии контрактов/договоров с муниципальными/государственными заказчиками на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам. Заверенные заявителем копии Актов выполненных работ (актов приемки работ), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам подписанные сторонами.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Данная норма корреспондирует требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет при проведении торгов на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе и созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
Заявителем указывается, что шкала оценки заявок (приложение N 4 к конкурсной документации) содержит требование "опыт выполнения работ", при этом, у менее чем пяти перевозчиков имеется опыт работы более 7 лет, что не указывает на хорошее качество выполнения ими работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа, что влечет невозможность заключения контракта с другими перевозчиками.
Комиссией, установлено, что в пункте 5 приложения N 4 к конкурсной документации установлено, что одним из критериев конкурсной документации является "опыт выполнения работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа". При этом, показатели шкалы оценок в разделе "нет опыта, один год, два года, три года" предусматривают 0 баллов, в сравнении с разделами "четыре года" предусматривающими 50 баллов, "семь лет" предусматривающими 100 баллов. Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России обращает внимание, что заявитель в жалобе не обосновал какие именно нормы законодательства о контрактной системе, нарушены заказчиком при предъявлении требований к опыту выполнения перевозок. С учетом изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России считает довод жалобы в указанной части необоснованным.
Комиссией Тюменского УФАС России проведена внеплановая проверка конкурсной документации, в результате которой установлено следующее.
В пункте 2 приложения N 4 конкурсной документации установлен критерий "возраст транспортного средства", а также показатели шкалы оценок, из которых следует, что раздел "свыше 120 месяцев" предусматривает 0 баллов, в сравнении с разделами "от 96 до 120 месяцев (включительно)" предусматривающими 25 баллов, "от 72 до 96 месяцев (включительно)" предусматривающими 50 баллов, "от 48 до 72 месяцев" предусматривающими 75 баллов, "от 0 до 48 месяцев" предусматривающими 100 баллов.
Возраст автотранспортных средств соответствующего класса для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок определяется с даты изготовления транспортного средства, указанной в паспорте транспортного средства (ПТС).
При этом, сам по себе возраст транспортного не связан с предметом контракта, не влияет на качество оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным, и в том числе, по межмуниципальным маршрутам. Кроме того, критерий возраст транспортного средства не соответствует пункту 27 Правил. Соответственно, данный критерий, указанный в конкурсной документации на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам влечет создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В пункте 5 приложения N 4 конкурсной документации установлен критерий "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа". По указанному критерию установлена шкала оценок, из которой следует, что раздел "нет опыта, один год, два года, три года" предусматривает 0 баллов, раздел "четыре года" предусматривает 50 баллов, раздел "семь лет" предусматривает 100 баллов.
При этом, участников имеющих один, два или три года опыта работы фактически уравнивают в полученных баллах с участниками конкурса такого опыта не имеющими. Кроме того, сам по себе критерий по осуществлению перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам не учитывает опыта иных участников по осуществлению межрегиональных перевозок.
Из конкурсной документации усматривается, что при оценке критерия опыта работы не учитывается опыт работы в качестве привлеченного лица (субперевозчика). Однако, сведения о субперевозчиках учитываются в маршрутной карте, и следовательно, привлеченное лицо также получает опыт выполнения перевозок.
Указанное положение конкурсной документации фактически нарушает требования по обеспечению равных условий между участниками закупок, а именно требований ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что показатели нестоимостных критериев, такие как: "опыт выполнения работ", "возраст транспортного средства" объективно не связаны с предметом контракта, являются избыточными и необъективными, не позволяющими выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в установлении нестоимостных критериев оценки не связанного с предметом контракта, и создающего преимущественные условия не относящиеся к условиям исполнения контракта противоречат требованиям статьи 8, части 8 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибАвто" на действия заказчика - администрация Казанского муниципального района Тюменской области, при проведении открытого конкурса N ОК 1-2018 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167300007418000034) необоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию Казанского муниципального района, нарушившими статью 8, часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/196 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
01 июня 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/196 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЗапСибАвто" на действия заказчика - администрации Казанского муниципального района, при проведении открытого конкурса N ОК 1-2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Казанского муниципального района в 2020 году по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167300007418000034), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Администрации Казанского муниципального района надлежит устранить нарушения статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, допущенные при проведении открытого конкурса N ОК 1-2018 (N 0167300007418000034) путем внесения изменений в конкурсную документацию с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/199 о нарушении законодательства о контрактной системе и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Администрации Казанского муниципального района после внесения изменений в конкурсную документацию N 1-2018-ОК, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
3. В срок до 13 июля 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июня 2018 г. N ФКС 18/199
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018