Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Н(Ч)ОН "Стрела+" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный институт культуры" (ИНН 7202027463, ОГРН 1027200861214, адрес места нахождения: 625003, г. Тюмень, улица Республики, д. 19) и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на охрану зданий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный институт культуры" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100003518000002),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 30.05.2018 г. (вх.3908 от 30.05.2018) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона N 44-ФЗ поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона N 0367100003518000002.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
По мнению заявителя, его права и законные интересы были нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки ООО "Н(Ч)ОН "Стрела+" не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с предоставлением лицензии на осуществление охранной деятельности срок действия которой (до 23.12.2018 г.) истекает ранее срока действия контракта (до 31.12.2018 г.). В качестве обоснования своих требований заявитель указал, что приложенная к заявке лицензия является действующей и соответствующей требованиям аукционной документации, действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующих охранную деятельность не предусмотрена возможность досрочного переоформления лицензии, ранее чем 1 (один) месяц до истечения срока ее действия.
В заседании Комиссии, представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Заказчик представил письменные пояснения (исх. N 01-10/443 от 05.06.2018 г.) в которых с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признает, считает, что аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе, согласно которых участник аукциона должен обладать лицензией на осуществление охранной деятельности со сроком действия не менее срока действия контракта.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Учреждением был объявлен электронный аукцион N ЭА-01/2018/44 на право заключения государственного контракта на охрану зданий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный институт культуры" с начальной (максимальной) ценой контракта 3 135 713,28 рублей.
Извещение об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 17.04.2018 г. размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100003518000002.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе (14.05.2018 10:00) ООО "Н(Ч)ОН "Стрела+" посредством программно-аппаратного функционала оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" подало заявку на участие в названном электронном аукционе, которой был присвоен порядковый номер 8.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, заявка данного участника была признана соответствующей требованиям аукционной документации и допущена к участию в электронном аукционе (протокол рассмотрения заявок от 15.05.2018 г.).
Данный участник принял участие в аукционе и сделал наименьшее ценовое предложение в размере 2 367 463,35 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 18.05.2018 г.)
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.05.2018 г. заявка ООО "Н(Ч)ОН "Стрела+" единогласным решением аукционной комиссии была отклонена на основании п.2 ч. 6 ст. 69 Закона N44-ФЗ, несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Закона: в нарушение требований установленных пунктом 32 части 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" участником электронного аукциона представлена лицензия на осуществление охранной деятельности срок действия которой истекает 23.12.2018 г., то есть со сроком действия менее срока действия контракта (с 01.07.2018 г. -31.12.2018 г.).
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При этом Законом N 44-ФЗ не установлено, в течение какого срока представляемый документ должен обеспечивать соответствие участника требованиям законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В силу положений части 2 статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе аукцион в электронной форме (электронный аукцион) относится к конкурентным способам определения поставщиков и под ним понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо прочих документов и сведений должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе. При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, равно как и в документации об аукционе должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В разделе 5 аукционной документации содержится Техническое задание (Приложение N1) в п.5.6.которого установлено, что соответствие требованиям подтверждается предоставлением копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности со сроком действия не менее срока действия не менее срока действия контракта.
Из материалов дела усматривается, что по условиям извещения и документации об электронном аукционе N 0367100003518000002 заказчиком были установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, однако соответствующего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в подтверждении своего соответствия, как в извещении, так и в аукционной документации не содержится.
Как указано в п. 3.2. раздела 3 документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно п.2.3 раздела 2 (информация, предусмотренная статьей 63 N44-ФЗ) установлено, что исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона установлен в п.4.1. раздела 4 документации. Однако в упомянутом пункте документации поименованы только единые требования к участникам закупки в соответствии с ч.1,ч.1.1. статьи 31 N44-ФЗ, без раскрытия перечня документов, которые должен представить участник аукциона для подтверждения своего соответствия требованиям, устанавливаемым законодательством к лицам осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в аукционной документации не содержится каких-либо требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе требований к документам подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 части 1 Закона о контрактной системе.
В этой связи, совокупное толкований условий аукционной документации позволяет сделать вывод, что заказчиком не было надлежащим образом установлено требование к участникам названного электронного аукциона о необходимости представления в составе второй части заявки лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации N 2487-1 от 11.03.1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
При этом, единственное упоминание о данной лицензии, содержится только в Техническом задании (Приложение N1 к документации), однако данное требование предъявлено заказчиком непосредственно к исполнителю данных услуг в рамках уже действующего государственного контракта, а не к участнику аукциона в соответствии с п.1. части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ
Таким образом, предмет осуществляемой закупки, согласно аукционной документации, включает в себя оказание услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, следовательно, заказчик, руководствуясь императивными нормами действующего законодательства, обязан был установить требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление охранной деятельности с указанием перечня документов, которые должны приложены к заявке на участие в закупке.
В этой связи, Комиссия считает необходимым указать, что ссылка заказчика на нормы Закона о контрактной системе (по сути, цитирование положений Закона без конкретизации к конкретным условиям проведения закупки) не может свидетельствовать о соблюдении требований названного Федерального закона в части установления обязательных требований к участникам закупки и составу документации. При этом, использованный заказчиком способ формулирования условий проведения электронного аукциона не позволяет установить, какие именно документы требуются при подаче второй части заявки, из содержания аукционной документации невозможно однозначно установить какие требования предъявляются к участникам закупки и документам во второй части заявки.
Учитывая вышеизложенное, действия заказчика нарушают требования п.1 ч. 1 ст. 31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона N44-ФЗ в части не установления в документации об аукционе N 0367100003518000002 обязательного требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление охранной деятельности, исчерпывающего перечня документов подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и содержат признаки правонарушения, предусмотренного ч.4.2. статьи 7.30 КоАП РФ.
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно частям 1, 2 указанной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией изучено содержание заявки ООО "Н(Ч)ОН "Стрела+" на участие в названном электронном аукционе из которой следует, что данным участником в ее составе, помимо иных требуемых документов и сведений, была приложена лицензия N 047388 от 06.09.2016 г. на осуществление частной охранной деятельности со сроком действия до 23.12.2018 г.
При таких обстоятельствах, следует признать, что в составе второй части заявки общества содержалась действующая лицензия на осуществление охранной деятельности. При этом, истечение срока действия лицензии до окончания оказания услуг, не может являться основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях указал, что отсутствие лицензии на право осуществления охранной деятельности на весь период их выполнения повлечет неопределенность в выполнении обязательств, и как следствие, неэффективность использование бюджетных источников финансирования в рамках исполнения государственного контракта.
Комиссия считает возможным не согласиться с указанным доводом заказчика, поскольку в его обоснование последним не представлено никаких объективных доказательств, позволяющих сделать вывод о невозможности надлежащего исполнения обществом своих обязательств по государственному контракту при наличии у него возможности в дальнейшем продлить срок действия лицензии.
Заказчиком не учтено, что в силу статьи 11.4 Закона Российской Федерации N 2487-1 от 11.03.1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность продлить срок действия лицензии на осуществление охранной деятельности. При этом, как верно отмечено заявителем, в силу специальных требований законодательства, регламентирующего охранную деятельность, участник закупки не имеет законных оснований требовать от лицензирующего органа досрочной выдачи лицензии в связи с участием в закупочных процедурах, срок лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата только по окончании срока действия лицензии.
Кроме того, согласно п.4 статьи 11.4 Закона N2487-1 переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более 30 дней, на период переоформления действие лицензии не приостанавливается.
Таким образом, вопреки утверждению заказчика, представленная ООО "Н(Ч)ОН "Стрела+" лицензия на осуществление охранной деятельности полностью соответствовала требованиям аукционной документации, в связи с чем решение аукционной комиссии, которым заявка указанного участника была отклонена от участия в аукционе N 0367100003518000002 является неправомерным, противоречащим положениям п. 2 части 6, части 7 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии в действиях аукционной комиссии признаков правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В этой связи, Комиссия считает, что установленное в аукционной документации требование заказчика о наличии лицензии со сроком действия, покрывающим весь срок оказания услуг по контракту противоречит вышеприведенным положениям законодательства о контрактной системе, создает условия для ограничения конкуренции, сокращения количества участников закупки, что и произошло в рассматриваемом случае. В свою очередь, требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности, составляющей предмет контракта, не противоречит законодательству о контрактной системе и нормам законодательства о защите конкуренции.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, в рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания по делу, поскольку выявленные в действиях заказчика и аукционной комиссии нарушения в конечном итоге не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из материалов дела следует, что все участники данного аукциона предоставили лицензии на осуществление вида деятельности, соответствующего предмету закупки, при этом заявитель, также являясь участником названного аукциона занял только 4 место исходя из предложенной цены контракта, соответственно, отмена результатов аукциона никак не повлияет на его права и законные интересы относительно участия в данной процедуре.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Н(Ч)ОН "Стрела+" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный институт культуры" и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на охрану зданий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный институт культуры" (N0367100003518000002) обоснованной.
2.Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей п. 2 части 6,ч.7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать Заказчика нарушившим п.1 ч. 1 ст. 31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
5. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2, ч.4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 июня 2018 г. N ФКС 18/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018