Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 0001/2018 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300002818000083),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 25.05.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, критерий оценки заявок "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит показатель "заработная плата", однако Постановлением Правительства 1085 такой критерий не предусмотрен, соответственно не может быть установлен в качестве критерия оценки.
Заказчик предоставил возражения на жалобу заявителя (письмо от 31.05.2018 N б/н), которые приобщены в материалы дела N ФКС 18/195. Уполномоченный орган предоставил возражения на жалобу заявителя (письмо от 31.05.2018 N б/н), которые приобщены в материалы дела N ФКС 18/195. Представители заказчика и уполномоченного органа на заседание Комиссии Тюменского УФАС России не явились.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация города Ялуторовска, являясь уполномоченным учреждением, выступила организатором проведения открытого конкурса N ОК 0001/2018 по определению исполнителя услуг по объекту: Транспортные услуги и организация транспортного обслуживания: оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска в интересах заказчика - МКУ "Стройзаказчик".
10.05.2018 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300002818000083.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту - Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, согласно Извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска.
Приложение N 4 конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости: характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
1. Средний возраст транспортных средств. Коэффициент значимости показателя 0,25 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия паспорта транспортного средства. В случае если заявитель не является собственником транспортного средства, то необходим документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения данным транспортным средством.
2. Опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа. Коэффициент значимости показателя 0,40 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенные заявителем копии контрактов/договоров с муниципальными/государственными заказчиками на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам. Заверенные заявителем копии Актов выполненных работ (актов приемки работ), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным/межмуниципальным маршрутам подписанные сторонами.
3. Средняя заработная плата. Коэффициент значимости показателя 0,10 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенная заявителем копия страниц 1 и 5 формы по КНД 1151111 "Расчет по страховым взносам" за первый, второй, третий, четвертый квартал 2017 года.
4. Обеспеченность производственной базой (на праве собственности, либо с договором аренды на срок не менее срока проводимого конкурса). Коэффициент значимости показателя 0,15 %.
Предметом оценки по данному показателю является: заверенные заявителем копии свидетельств о государственной регистрации прав или выписка из ЕГРН.
5. Количество дорожно-транспортных происшествий. Коэффициент значимости показателя 0,10 %.
Предметом оценки по данному показателю является: сведения (справка) от уполномоченного органа (УГИБДД УМВД России Тюменской области): о количестве дорожно-транспортных происшествий на транспортных средствах зарегистрированных на юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, у участников простого товарищества, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников за период с 01.01.2017 по 31.12.2017; о количестве зарегистрированных транспортных средствах на юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, у участников простого товарищества на 01.01.2017 и на 31.12.2017.
Согласно критерию оценки "средняя заработная плата" расчет шкалы оценки критерия составляет отношение суммы выплат и иных вознаграждений, исчисляемых в пользу физических лиц к количеству застрахованных лиц. Число застрахованных лиц должно быть не менее количества работников, необходимых для выполнения работ по контракту. При наличии средней заработной платы 22424 руб. заявке присваивается 100 баллов, при заработной плате от 11212 руб. до 22423 руб. (включительно) присваивается 50 баллов, при заработной плате ниже 11 211 руб. (включительно) присваивается 0 баллов.
Согласно пункту 27 Правил показатели нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы", должны быть связаны с предметом контракта.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предметом контракта является выполнение лицом, с которыми заключен контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.
Комиссия указывает, что каждое предприятие самостоятельно устанавливает размер оплаты труда в соответствии со штатной численностью и финансовыми возможностями.
Комиссия считает, что критерий оценки "средняя заработная плата", не связан с предметом контракта, которым является перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, более того является избыточным и необъективным, не позволяющими выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действие заказчика, выразившееся в установлении нестоимостного критерия оценки не связанного с предметом контракта, противоречат требованиям части 8 статьи 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
Согласно критерию оценки "обеспеченность производственной базой (на праве собственности, либо с договором аренды на срок не менее срока проводимого конкурса)" при оценке заявки учитывается обеспечение участника конкурса наличием производственных мощностей со специализированными помещениями для проведения технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава. Наличие на производственной базе стоянок в площади необходимой для всех транспортных средств, заявленных на конкурс. При наличии у участника конкурса производственной базы с указанными требованиями заявке присваивается 100 баллов, при отсутствии базы ноль баллов.
Комиссия указывает, что сам по себе факт наличия производственной базы не влияет на возможность исполнения участником закупки своих обязательств по заключенному контракту. Отсутствие у участника конкурса на момент подачи заявки указанной в конкурсной документации производственной базы, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по контракту, заключаемому по результатам открытого конкурса, поскольку производственная база может быть привлечена участником закупки, например на условиях аренды, после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки. Более того, требование конкурсной документации о наличии производственной базы налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что критерий оценки "обеспеченность производственной базой", не направлен на выявление лучших условий исполнения контракта, что в свою очередь противоречит Правилам оценки 1085, согласно которым "оценка" - это процесс выявления лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в не установлении в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе, Правила оценки 1085 и содержат признаки состава правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заявителем в ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии Тюменского УФАС России указано, что конкурсная документация предусматривает в числе критериев "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа" значением 40 лет. Заявитель считает данный критерий, предъявляемый к участникам закупки завышенным и необоснованным.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что положения конкурсной документации предусматривают коэффициент значимости критерия оценки "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа" который составляет 0,40. При этом, в конкурсной документации не содержится информации о предъявлении требования к опыту выполнения работ в значении 40 лет. Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заявителем указан довод жалобы, который не подтверждается положениями конкурсной документации. Следовательно, довод заявителя в указанной части является необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым обратить внимание заказчика на критерий "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа" который предусматривает в показателе шкалы оценки критерия "наибольший показатель опыт выполнения работ", при этом, не предусматривая количество получаемых участником закупки баллов. Следовательно, заказчику необходимо установить в положениях конкурсной документации показатели шкалы оценки критерия, при этом к каждому показателю необходимо указать количество баллов, которое получит участник закупки.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибАвто" на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик", при проведении открытого конкурса N ОК 0001/2018 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска (реестровый номер закупки 0167300002818000083) обоснованной частично, в части показателей нестоимостных критериев, таких как: "средняя заработная плата", "обеспеченность производственной базой", объективно не связаны с предметом контракта, являются избыточными и необъективными, не позволяющими выявить лучшие условия исполнения контракта. Также, заказчику необходимо установить в положениях конкурсной документации соответствующие показатели шкалы оценки критерия "опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа", при этом к каждому показателю необходимо указать определенное количество баллов, которое получит участник закупки.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик", нарушившими статью 8, часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также Правила оценки N 1085 при проведении открытого конкурса.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/195 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
01 июня 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
на основании решения от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/195 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЗапСибАвто" на действия заказчика - администрации города Ялуторовска, при проведении открытого конкурса N ОК 0001/2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска (реестровый номер закупки 0167300002818000083), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Администрации города Ялуторовска надлежит устранить нарушения части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также соответствующие нарушения Правил оценки N 1085, допущенные при проведении открытого конкурса N ОК 0001/2018 (N 0167300002818000083) путем внесения изменений в конкурсную документацию с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 01.06.2018 г. по делу N ФКС 18/195 о нарушении законодательства о контрактной системе и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Администрации города Ялуторовска после внесения изменений в конкурсную документацию N ОК 0001/2018, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. В срок до 18 июля 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июня 2018 г. N ФКС 18/195
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2018