Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Мастер Клининг" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, ООО "АСТ ГОЗ"(далее - Оператор электронной площадки) закрытого аукциона на оказание услуг по стирке белья для нужд ФГБУ "СКК "Анапский" МО РФ(номер извещения 0318100068918000002)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 05.06.2018 на 06.06.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования, позволяющие определить, что участнику закупки необходимо указать в первой части заявки на участие в Аукционе;
2) разместившего на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе разъяснения положений документации об Аукционе, не содержащие предмет запроса;
3) не указавшего в приложении N 2 к разделу 3 документации об Аукционе по позициям 11, 12, 13, 33 ,43, 91, 92, 93, 116 массу 1 единицы имущества, подлежащего стирке, количество имущества и его характеристики, что не позволяет сформировать предложение о цене контракта;
4) установившего в пункте 3.7 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе неправомерное требование, обязывающее исполнителя по контракту закупать новые товары для оказания услуг;
5) установившего в пункте 3.11 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе неправомерное требование о том, что для выстиранного и подлежащего в сдачу в стирку вещевого имущества не должны использоваться одни и те же мешки;
6) объединившего в один лот закупки стирку имущества Заказчика,а также стирку специальной медицинской одежды, являющуюся лицензируемой деятельностью;
7) установившего в пункте 3.30 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе неправомерное требование о том, что исполнитель по контракту обязан по требованию Заказчика предоставлять медицинские книжки сотрудников прачечной.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 196 475,70 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.06.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 04.06.2018;
5) дата проведения Аукциона - 07.06.2018;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, указанная закупка проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно письму от 29.01.2018 N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303,N МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Законом о контрактной системе, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрения вторых частей заявок, заключения контракта.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать первая часть заявки на участие в электронном аукционе.
При этом пунктом 2 части 3 статьи 66 установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки являются услуги по стирке.
Частью 21 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I документации об Аукционе установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе в зависимости от того, что является объектом закупки, в том числе:
"2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
Согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Вместе с тем, в соответствии с пояснениями представителей Заказчика,а также положениями документации об Аукционе установлено, что в документации об Аукционе не указаны требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ, конкретные значения которых необходимо указывать в первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия, изучив положения документации об Аукционе, приходит к выводу, что в соответствии с требованиями документации об Аукционе, участнику закупки для участия в Аукционе в первой части заявки на участие в Аукционе достаточно указать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 21 раздела I документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, не противоречащие положениям Закона о контрактной системе, а также позволяющие определить, что необходимо указать в перовой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 25.05.2018 Заявителем на сайте Оператора электронной площадки направлен Заказчику запрос о разъяснении положений документации об Аукционе (далее - Запрос о разъяснении положений документации об Аукционе).
Заказчиком 28.05.2018 в соответствии с поступившим Запросом о разъяснении положений документации об Аукционе на сайте Оператора электронной площадки размещены разъяснения положений документации об Аукционе (далее - Разъяснения положений документации об Аукционе).
При этом Разъяснения положений документации об Аукционе не содержат предмет Запроса о разъяснении положений документации об Аукционе, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что предмет запроса Разъяснений положений документации об Аукционе размещен Оператором электронной площадки, что позволяет сопоставить предмет Запроса разъяснений положений документации об Аукционе и Разъяснения положений документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не указавшего в Разъяснениях положений документации об Аукционе предмет Запроса о разъяснении положений документации об Аукционе, не препятствуют участникам Аукциона ознакомиться с соответствующими предметом запроса и разъяснениями.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки являются услуги по стирке.
При этом Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе установлен объем оказываемых услуг, выраженный в максимальном количестве килограмм имущества, подлежащего стирке.
Перечень имущества, подлежащего стирке, указан в приложении N 2 к разделу III документации об Аукционе.
Вес каждого имущества, подлежащего стирке, за исключением позиций 11, 12, 13, 33,43, 91, 92, 93, 116, определен в приложении N 2 к разделу III документации об Аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с приложением N 2 к разделу III документации об Аукционе стирка предметов интерьера, в том числе имущества, указанного в позициях 11, 12, 13, 33 ,43, 91, 92, 93, 116, производится по их фактической массе в килограммах.
Кроме того, в соответствии с пояснениями представителей Заказчика заранее определить сколько тех или иных предметов указанного имущества (ковры, тюль, пододеяльник и т.д.) потребуется постирать не представляется возможным. При этом, в соответствии с положениями документации об Аукционе оплата по контракту будет производится за объем оказанных услуг, выраженный в килограммах.
Также, на заседании Комиссии представители Заказчика представили документы и сведения, а также пояснили, что цена оказания услуг за 1 килограмм стирки рассчитывалась исходя из информации о предметах имущества, указанных в приложении N 2 к разделу III документации об Аукционе. При этом в адрес Заказчика направлено 3 коммерческих предложения, в соответствии с которыми подготовлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в приложении N 2 к документации об Аукционе установлено описание объекта закупки, позволяющие подготовить заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, подтверждающие, что действия Заказчика, не указавшего в приложении N 2 к разделу 3 документации об Аукционе по позициям 11, 12, 13, 33,43, 91, 92, 93, 116 массу 1 единицы имущества, подлежащего стирке, количество имущества и его характеристики, ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 3.7 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "Исполнитель приобретает и несет ответственность за качество приобретенных изделий и товаров, которые им могут использоваться в ходе оказания Услуг. Исполнитель гарантирует, что материалы и иные ресурсы, использованные в ходе оказания Услуг, являются новыми, неиспользованными, серийно выпускаемые, отражающими все последние модификации конструкций и материалов. Исполнитель гарантирует, что материалы и иные ресурсы, использованные в ходе оказания Услуг, не будут иметь дефектов, связанных с конструкцией, материалами и функционированием при штатном использовании".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное в пункте 3.7 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе условие является типовым, при этом относится исключительно к товарам (имуществу), которые будут приобретены исполнителем по контракту взамен испорченного имущества Заказчика.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии установлено, что Заявителем ранее направлялся Запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, в том числе в отношении указанного условия. При этом Заказчиком даны Разъяснения положений документации об Аукционе, в том числе указано, что пункт 3.7 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе применяется в случае возмещения испорченного исполнителем имущества Заказчика. При этом требования к товарам, используемым при оказании услуг, установлены в пункте 3.28 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе, а именно: "Пятновыводные, моющие, отделочные и дезинфицирующие средства, используемые при оказании услуг по стирке, вошедшие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, должны быть сертифицированы".
Таким образом, Комиссия, изучив указанные положения контракта документации об Аукционе, Разъяснения положений документации об Аукционе, а также пояснения Заказчика, приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В пункте 3.11 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что для выстиранного и подлежащего в сдачу в стирку вещевого имущества не должны использоваться одни и те же мешки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование установлено в соответствии с требованиями
МУ 3.5.736-00 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" и СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).
При этом пунктом 11.19 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, чтов соответствии с пунктом 3.11 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе участник закупки не вправе использовать "грязные" мешки для перевозки чистого белья.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
6. Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки являются услуги по стирке.
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлен запрет на привлечение субподрядных организации для выполнения контракта.
Таким образом, в случае, если для оказания услуг по стирке потребуется лицензия на медицинскую деятельность, головной исполнитель вправе привлечь организацию для оказания таких услуг, обладающей соответствующей лицензией.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
7. В пункте 3.30 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "Каждый сотрудник прачечной должен иметь личную медицинскую книжку", при этом "Исполнитель обязан предоставить копии вышеуказанных документов по требованию Заказчика в трехдневный срок".
Статьей 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определен перечень организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При этом ФГБУ "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации не относится к организациям, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, условие контракта о том, что исполнитель по контракту обязан по требованию Заказчика предоставить копии медицинских книжек сотрудников прачечной, противоречит требованиям статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
Кроме того, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчик вправе осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе условие о том, что исполнитель по контракту обязан по требованию Заказчика предоставить копии медицинских книжек сотрудников прачечной, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мастер Клининг"обоснованнойв части действий Заказчика, разместившего Разъяснения положений документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, а также установившего в документации об Аукционе требование к исполнителю о предоставлении по требованию Заказчика медицинских книжек сотрудников прачечной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадкипредписаниеоб устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2018 г. N КГОЗ-232/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018