Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителя Администрации поселения Вороновское: Григорьевой Т.Ю.,
в отсутствие представителей ООО "Аванстрой", уведомлены письмом Московского УФАС России от 01.06.2018 N26102,
рассмотрев жалобу ООО "Аванстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Вороновское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства поселение Вороновское (Закупка N0148300019318000011) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.06.2018 N26102.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п. 1, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
п.3 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые": Содержание щебня в смеси св.50 до 60 %; Температура укладки горячих смесей не менее 120 °С.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слово "до" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения, не включая крайние значение; слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему, вместе с тем, согласно п.4.1.5 ГОСТ 9128-2013 щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы "А" с содержанием щебня св.50 до 60 %.
Кроме того, согласно п.4.1.7 ГОСТ 9128-2013 температура горячих и холодных смесей при отгрузке потребителю и на склад в зависимости от показателей битумов должна соответствовать указанным в таблице 8 ГОСТ 9128-2013.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, требования к товару установлены таким образом, что не позволяют представить значения показателей, не имея товара в наличии, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.5 "Щебень из естественного камня для строительных работ": Фракция 40...70 мм.
По мнению Заявителя согласно инструкции по заполнению заявки символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Таким образом, не представляется указать в заявке диапазон значений не имея товар в наличии.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции слово "Фракция", следует трактовать, как указание значения, имеющего по своей сути интервальное значение и его необходимо указывать в диапазоне.
Комиссия Управления отмечает, что заявителем в составе жалобе не представлено сведений, подтверждающих невозможность подготовки заявки на участие в аукционе, а также что указанные требования к товарам ведут к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
п.6 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие": Максимальный размер зерен до 40* мм.
По мнению Заявителя максимальный размер зерен меняется от партии к партии и может быть определен методом испытаний.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно сведениям поставщиков (производителей) указанного товара горячий асфальтобетон разделяется на: крупнозернистый асфальтобетон - размер гравия или щебня не более 40 мм, мелкозернистый асфальтобетон - размер щебня не более 20 мм, песчаный асфальтобетон - размер зерен не более 3 и т. д.
Комиссия Управления отмечает, что заявителем в составе жалобе не представлено сведений, подтверждающих невозможность подготовки заявки на участие в аукционе, а также что указанные требования к товарам ведут к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
п.6 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие": Содержание минеральных материалов в смеси от 40* до 70%.
По мнению Заявителя Заказчиком установлено требование к химическому составу товара, точное значение которого возможно определить методом испытаний.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность указания значений по данному параметру товара без проведения лабораторных испытаний или не имея товар в наличии, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.25 "Песок строительный": Модуль крупности Мк: не более 3.0.
По мнению Заявителя значение показателя "модуль крупности" определяется методом испытаний и вычисляет по формуле.
Комиссия Управления отмечает, что согласно 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1 ГОСТ 8736-2014. Таким образом, Заказчику становится заведомо известно значения показателя "модуль крупности" при указании в заявке значения по типу песка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.40 Гравий фракционированный": Средняя плотность зерен от 2 до 3 г/см3;
В своей жалобе Заявитель указывает, что средняя плотность зерен определяет по ГОСТ ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность указания значений по данному параметру товара без проведения лабораторных испытаний или не имея товар в наличии, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.44 "Электроды": Тип Э-42; Э-46; Э-50; Предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву не менее 42 кгс/мм2.
В своей жалобе Заявитель указывает, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Вместе с тем, согласно п.2 ГОСТ 9467-75 Электроды должны изготавливаться следующих типов: Э38, Э42, Э46 и Э50 - для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2.
Также, Комиссия Управления отмечает, что согласно ГОСТ 9467-75 значение показателя "временное сопротивление разрыву" зависит от типа электродов.
Таким образом, требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
п.38 "Эмаль, эпоксидная": цвет не менее 4 цветов: темно-красный и ; или оранжевый и;или желтый, слоновая кость и;или темно-зеленый и;или синий и;или голубой и;или светло-серый 500 и;или защитный, серый.
Согласно инструкции Если в Приложении N5 стоит знак ";" или союз "или" разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит союз "и" необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак ";" или союз "или", а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящий после союза "и".
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что исходя из требований к товару, а также положений инструкции не представляется определить потребность Заказчика в цвете указанного товара, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.16 "Смеси бетонные, БСГ": Марка бетонной смеси в зависимости от показателя удобоукладываемости П2, П1; Ж2; Р1, Р3; П4, П3; Ж1, Ж3; Р2, Р4; Ж4, Ж5.
По мнению Заявителя не представляется возможным подготовить заявку и определить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования о необходимости учитывать требования Федеральный закон от 24.06.1997 N109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", поскольку пестициды не являются объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к "Удобрениям комплексным минеральным для газонов", которые должны соответствовать Федеральному закону от 24.06.1997 N109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Комиссия Управления отмечает, что заявителем в составе жалобы не представлено сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки, а также, что указанное требование ведет к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы в инструкции по заполнению Заявки установлена необъективная характеристика товара, в частности: "При установлении в Приложении к ТЗ значений качественных характеристик, выраженных в виде буквенно-числового значения или только буквенного значения, участник должен указать значение показателя, руководствуясь нормативным(-и) документом(-и) в том числе ГОСТ, в сторону улучшения предлагаемых характеристик товара (например, при требовании документацией значения марки бетона по осадке конуса "от П3", установленной в минимальных значениях показателя, участник должен предложить значение или "П1", или "П2", при этом значение "П3" или "П4" или "П5" недопустимо).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, данные значения в инструкции изложены в качестве примера для заполнения значений качественных характеристик. Инструкция не содержит требований к товарам и материалам.
Комиссия Управления отмечает, что заявителем в составе жалобы не представлено сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки, а также, а также обоснований виду чего указанный пример является необъективным описанием.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Аванстрой" на действия Администрации поселения Вороновское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п.1, ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: А.В. Кочетков
Д.А. Сологов
Сологов Д.А. Тел.: (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2018 г. N 2-57-6970/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2018