Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <______.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Казаковой Инны Николаевны от 02.06.2018 (вх. N 1916-э. от 04.06.2018) на действия заказчика - Федерального бюджетного учреждения "Администрация печорского бассейна внутренних водных путей (далее - ФБУ "Администрация "Печораводпуть") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Топливо дизельное", извещение N 0307100005118000101 (далее - электронный аукцион, закупка),
при участии:
- <______.> - представителя ФБУ "Администрация "Печораводпуть" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
1. Жалоба индивидуального предпринимателя от 02.06.2018 (вх. N 1916-э. от 04.06.2018) на положения аукционной документации подана в Коми УФАС России в срок, установленный 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания подачи заявка на участие в электронном аукционе - 04.06.2018 23:59).
Индивидуальный предприниматель, ФБУ "Администрация "Печораводпуть", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ИП Казаковой И.Н. заявлено ходатайство о рассмотрение жалобы в свое отсутствие.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие индивидуального предпринимателя, ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы, по существу.
Заявителем обжалованы следующие действия заказчика:
1) установление в документации об электронном аукционе и извещении о проведении электронного аукциона срока окончания подачи заявок на участие в закупке, противоречащего ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе;
2) установление в разделе 2 "Техническая часть и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)" документации об электронном аукционе требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых, по мнению заявителя, становятся известными при испытании определенной партии такого товара после его производства, что в свою очередь ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе в нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе;
3) неустановление в аукционной документации срока действия контракта, что не позволяет в случае участия в такой закупке предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта надлежащим образом оформленную банковскую гарантию и нарушает п.5 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе;
4) неустановление в разделе 5 проекта контракта информации о сроке приемки товара, что противоречит ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе;
5) установление в п. 4.4. проекта контракта условия о том, что оплата товара производится на основании оригиналов счетов-фактур (счетов), что, по мнению заявителя, ограничивает возможность участия в электронном аукционе индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения.
В жалобе заявитель просит, наряду с прочим, решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ФБУ "Администрация "Печораводпуть" в отзыве на жалобу от 08.06.2018 N 11-04-1592 (вх. от 08.06.2018 N 2001-э) и его представителем на заседании Комиссии, заявлены возражения относительно позиции заявителя, изложенной в жалобе.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя ФБУ "Администрация "Печораводпуть", пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки явилось ФБУ "Администрация "Печораводпуть".
Наименование объекта закупки - "Топливо дизельное".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 960 650.00 рублей.
Источник финансирования закупки - федеральный бюджет.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307100005118000101, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 29.05.2018.
На дату и время рассмотрения Комиссией Коми УФАС России жалобы, согласно сведениям официального сайта, контракт заказчиком не заключен.
2. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
2.1. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 192 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как следует из п. 5 Информационной карты аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 960 650 руб. 00 коп.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте, извещение о проведении электронного аукциона N 0307100005118000101 размещено 29.05.2018 09:33.
Поскольку НМЦК данной закупки составляет менее чем три миллиона рублей, то период между днем опубликования извещения и днем окончания срока подачи заявок должен составлять минимум 7 дней.
Следовательно, срок окончания подачи заявок должен выпадать на 06.06.2018.
Однако срок окончания подачи заявок на участие в аукционе заказчиком установлен 04 июня 2018 г. 29 ч. 59 мин. (в соответствии с п.8 Информационной карты).
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 63, части 6 статьи 64 Закона о контрактной системе ФБУ "Администрация "Печораводпуть" в документации об электронном аукционе, извещении о проведении электронного аукциона неверно установлен срок окончания подачи заявок.
Вместе с тем доказательств невозможности в срок, установленный заказчиком в п. 8 Информационной карты документации об электронном аукционе, извещении о проведении электронного, подать заявку на участие в электронном аукционе индивидуальным предпринимателем не представлено, в материалах жалобы отсутствуют.
2.2. Довод заявителя о том, что установленное заказчиком оспариваемое требование об указании в первых частях заявок на участие в электронном аукционе по позиции товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки, конкретных значений показателей, а именно "с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 60°С", которое становится известным при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает иметь в наличии соответствующий товар на момент подачи заявки на участие в закупке, влечет ограничение количества участников закупки, Комиссией Коми УФАС России не принимается по следующим основаниям.
Положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Указанный в Техническом задании товар (Топливо дизельное) находится в свободном доступе на соответствующем рынке поставки.
Достаточных доказательств того, что установленные заказчиком требования об указании в первых частях заявок на участие в электронном аукционе по оспариваемой позиции товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки, конкретного значения оспариваемого показателя, а именно "с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 60°С", который, согласно доводу заявителя, становится известным при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает иметь в наличии соответствующий товар на момент подачи заявки на участие в закупке, влечет ограничение количества участников закупки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России на дату и время рассмотрения жалобы отсутствуют достаточные основания полагать, что вышеуказанные оспариваемые действия заказчика - ФБУ "Администрация "Печораводпуть", касающиеся требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
2.3. Еще одним из доводов заявителя является неустановление заказчиком в проекте контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе, конкретного срока окончания действия контракта, что, по мнению заявителя, исключает возможность определения потенциальными участниками закупки конкретного срока действия банковской гарантии.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Указанное положение предусмотрено заказчиком в пункте 23 Информационной карты".
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно выводам Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2017, Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.12.2017 по делу N А28-1233/2017, поддержанным Верховным судом Российской Федерации (определение от 29.03.2018 по делу N 301-КГ18-1892) банковская гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту поставщиком, а не заказчиком, следовательно, в целях признания представленной поставщиком банковской гарантии надлежащей, срок действия банковской гарантии следует исчислять с предусмотренного контрактом срока исполнения обязательств поставщиком.
Проанализировав проект контракт, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, Комиссией Коми УФАС России установлено что срок поставки товара: "июль 2018 г., но не позднее 10 июля 2018 г., в конкретные сроки, согласованные с "Заказчиком".
В связи с чем участнику закупки предоставляется возможность представить заказчику банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта, с учетом использования вышеперечисленного срока (до 10 августа 2018 года), предусмотренного контрактом.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.
Представитель заказчика пояснил, что срок действия банковской гарантии победитель аукциона мог исчислить самостоятельно на основании условий проекта контракта.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России не находит оснований для удовлетворения довода заявителя о неустановлении в проекте контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе, конкретного срока окончания действия контракта.
2.4. Частью 4 ст.64 Закона о контрактной системе определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 N 51-ФЗ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно доводу Заявителя, проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит существенные условия, а именно срок осуществления приемки товара.
Разделом 5 проекта контракта документации об электронном аукционе установлены, в том числе положения об осуществлении приемки товара.
В соответствии с п. 5.6. проекта контракте: "В день поставки "Поставщик" одновременно с Товаром должен передать "Заказчику" все необходимые документы, относящиеся к Товару. В случае не предоставления Поставщиком необходимых документов на Товар, Товар будет считаться не поставленным и оплате не подлежит. "Стороны" признают юридическую силу факсимильного воспроизведения подписи и оттиска печати на документах (товарной накладной) при приемке Товара в месте поставки".
Из избранного заказчиком способа изложения пункта 5.6. раздела 5 "Срок, порядок сдачи и приемки Товара" проекта контракта не следует в какой срок осуществляется приемка товара.
Вместе с тем, представителем заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России не представлены доказательства, подтверждающие наличие в проекте контракта указания на срок осуществления приемки товара.
Таким образом, по мнению Комиссии, исходя из положений проекта контракта аукционной документации, утвержденной ФБУ "Администрация "Печораводпуть", не представляется возможным установить срок осуществления приемки товара, являющегося существенным условием для договора поставки, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем доказательства наличия ограничения участников закупки, а также невозможности участия индивидуального предпринимателя в электронном аукционе не представлены, в материалах жалобы отсутствуют.
2.5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заявителем в жалобе указано, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ., также выставлять счета фактуры имеют право комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
В связи с чем, по мнению заявителя, ограничена возможность участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС., поскольку в случае победы в закупке индивидуального предпринимателя внесение изменений в проект контракта в части указания документа, на основании которого выставляется оплата, невозможно.
Пунктом 4.4. проекта контракта Заказчиком предусмотрено условие, что оплата Товара производится "Заказчиком" как на основании оригиналов счетов-фактур, так и счетов.
Таким образом, довод заявителя, о том, что установленное Заказчиком в пункте 4.4. проекта контракта условие о порядке расчетов ограничивает возможность участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС, не находит своего подтверждения.
С учетом стадии закупки, социальной значимости объекта закупки, непредставления заявителем доказательств невозможности подачи заявки на участие в закупке, Комиссия Коми УФАС России считает, что предписание об устранении нарушений, выявленных по результатам рассмотрения настоящей жалобы, законодательства о контрактной системе выдаче не подлежит.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Жалобу индивидуального предпринимателя Казаковой Инны Николаевны в части:
- установления в документации об электронном аукционе, извещении о проведении электронного аукциона срока окончания подачи заявок, противоречащего ч.3 ст. 63 Закона о контрактной системе;
- неустановления в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, срока осуществления приемки товара признать обоснованной, в остальной части - необоснованной.
2. Признать заказчика - ФБУ "Администрация "Печораводпуть" нарушившим ч.2 ст.63, ч.6 ст. 42, ч.13 ст.34, Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностных лиц заказчика, допустивших установленные настоящим решением нарушения Закона о контрактной системе.
<______.>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 июня 2018 г. N 04-02/4052
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018