В связи с поступившей от Чернышовой К.В. информацией (вх. 12629/18 от 17.05.2018) информацией в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителя администрация Кировского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
в отсутствии представителей Чернышовой К.В. (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Инспекции УФАС,
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на закупку путевок на организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи льготных категорий в детские оздоровительные лагеря Ленинградской области на летний и осенний периоды (извещение N 0172200001418000073) (далее - конкурс, закупка).
Адрес проверяемой организации: пр. Стачек д. 18, Санкт-Петербург, 198095.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении закупки размещено 30.03.2018 на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 955 800,00 руб.
1. В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3) п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения: предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).
Таким образом, код по ОКПД2 устанавливается заказчиком в извещении о проведении закупки на основании сведений, указанных в плане закупок.
В извещении о закупке и п. 1.3 технического задания конкурсной документации установлено, что "Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 соответствующий объекту закупки: 93.29.19.000 "Услуги по организации отдыха и развлечений прочие, не включенные в другие группировки".
Вместе с тем, объектом является приобретение путевок.
Анализ ОКПД2 показал наличие в нем кода 79.12.11 "Услуги туроператоров по организации и составлению туров", который более соответствует объекту закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:
1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
В связи с тем, что контроль в отношении соответствия законодательству о контрактной системе сведений, установленных в плане закупок (на основании которого в извещении указывается код по ОКПД2) осуществляется органами, осуществляющими правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, правильность применения кода по ОКПД2 заказчиком выходит за пределы полномочий и компетенции Инспекции УФАС.
2. Согласно доводу заявителя, заказчик неправомерно провел открытый конкурс, должен был провести открытый конкурс с ограниченным участием, и тем самым совершил ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, открытый конкурс в соответствии с Законом о контрактной системе является приоритетным при отсутствии на то ограничений.
Необходимо отметить, что с 01.07.2018 данный приоритет исключается в Законе контрактной системе, но на момент осуществления закупки является действующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 56 заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К случаям отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Перечень N 99), относится оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
В случае проведения конкурса с ограниченным участием в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В техническом задании конкурсной документации установлено следующее:
- Общее количество путевок: 460 штук;
- Место расположения: Ленинградская область;
- Полноценное сбалансированное пятиразовое питание с соблюдением санитарных норм, утвержденных в разделе N 10 СанПиН 2.4.4.3155-13 от 27.12.2033 г. N 73;
- Наличие в штате лагеря высококвалифицированного медицинского персонала.
Согласно проекту контракта: Поставщик обязуется обеспечить закупку путевок; Поставщик обязан передать путевки Заказчику в порядке, установленном требованиями настоящего Контракта; Окончательный расчет между Сторонами осуществляется по окончанию пребывания детей по путевки на основании справки-подтверждения, выданной стационарной организацией отдых и оздоровления, и акта взаиморасчета, подписанного Сторонами.
Таким образом, исполнитель по контракту должен передать заказчику путевку в учреждение отдыха, если он не является таковым (учреждением отдыха). При этом участвовать в конкурсе и, соответственно, предоставить заказчику свои путевки может и само учреждение отдыха.
Анализ конкурсной документации, в том числе вышеуказанных положений, показывает необходимость заказчика в приобретении путевок в учреждение отдыха, а не организацию отдыха детей под ключ.
Так, например, конкурсной документацией не предусмотрены проезд (перелет) получателя услуги от своего местонахождения до организации отдыха, не установлены требования к функциональным, качественным характеристикам продуктов питания, т.к. исполнитель по контракту не организовывает процесс питания и т.д.
Кроме того, согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта, обосновывая цену, заказчик руководствовался постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1058 "О стоимости и квотах предоставления путевок в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в Санкт-Петербурге на период с февраля 2018 года по январь 2019 года".
В названном постановлении установлены стоимости путевок в учреждения отдыха, а не затраты на организацию отдыха.
Заявителем не доказан факт закупки заказчиком услуг по организации отдыха детей.
В отношении ограничения количества участников закупки установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Анализ Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, показал, что код ОКПД2 79.12 и код ОКПД2 93.29 не включены в него.
Следовательно, у заказчика отсутствовала обязанность проводить электронный аукцион.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием
Таким образом, с одной стороны, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупку услуг, включенных в Перечень N 99, заказчик устанавливает дополнительные требования, ограничивая количество участников, с другой стороны, проводя электронный аукцион на закупку услуг, включенных в Перечень N 99, заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, тем самым расширяя круг участников закупки и допуская участие в закупке любое хозяйствующее лицо вне зависимости от его опыта и квалификации.
При этом при проведении открытого конкурса дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, также не устанавливаются и заказчиком не установлены.
С учетом изложенного, Инспекция УФАС также не усматривает ограничения количества участников закупки.
Необходимо отметить, что согласно техническому заданию к проекту контракта учреждение отдыха, в которое предоставляются путевки, должно соответствовать требованиям нормативно-правовых актов, в том числе пожарной безопасности, требованиям Роспотребнадзора и т.д.
Доказательства того, что заказчик приобретет путевки в несоответствующее требованиям законодательства учреждение отдыха, заявителем не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Необходимо отметить, что согласно законодательству о контрактной системе и законодательству о лицензировании оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению не лицензируется.
Следовательно, довод заявителя о том, что к участию в торгах заказчиком допущены неквалифицированные, не имеющие должного опыта организации, не находит своего подтверждения по причине того, что у заказчика всегда есть право провести электронный аукцион (ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе) с обязанностью не устанавливать какие-либо требования к участникам закупки в части их квалификации.
С учетом изложенного, Инспекция УФАС также не усматривает ограничения количества участников закупки.
Запросы за разъяснениями положений документации заказчику не поступало, для участия в конкурсе подано 3 (три) заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям закупки, жалоб на положения конкурсной документации до окончания срока подачи заявок не поступало.
Заявитель в конкурсе не участвовал, доказательства того, что действия (бездействие) заказчика по осуществлению закупки нарушают его права и законные интересы, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, у Инспекции УФАС отсутствуют достаточные основания для установления в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в рассмотренной части.
3. Вопросы качественного и надлежащего исполнения контракта, поставленные в обращении, в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе выходят за пределы компетенции и полномочий Инспекции УФАС, в связи с чем, не подлежат рассмотрению Инспекцией УФАС.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
в рассмотренной части при проведении закупки N 0172200001418000073 нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2018 г. N 11-137/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2018