Резолютивная часть оглашена
13.06.2018 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "СК "ИНТЕКО" и ООО "Автобан-99" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ в рамках реконструкции 3-й очереди бизнес-инкубатора (извещение N 0842300004018000184, начальная (максимальная) цена контракта - 29 333 981,78 рублей).
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "СК "ИНТЕКО" и ООО "Автобан-99" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ в рамках реконструкции 3-й очереди бизнес-инкубатора (извещение N 0842300004018000184, начальная (максимальная) цена контракта - 29 333 981,78 рублей).
Заявители указывают, что к материалам, используемым при выполнении работ, заказчиком установлены избыточные требования, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара;
- требования Заказчика не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статей 70 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе;
- в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отсутствует информация, предусмотренная пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заявители просят признать жалобу обоснованной, привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, нарушивших Закон о контрактной системе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации содержит определенный перечень случаев, в которых от участника требуется указывать точные (единственные) значения, при этом документацией предусмотрены исключения для случаев, когда в аукционной документации прямо указано, что определенный показатель (его типы, виды, характеристики) "является диапазонным, конкретным, неизменным (в том числе показатели климатических, температурных условий и характеристик, фракции), невозможно определить точно, невозможно определить соответствие НД, конкретное наименование... Если показатель на момент подачи заявки невозможно определить точно, то допускается указывать диапазонное значение показателя".
Тем самым, значения показателей любой партии товара, изготовленного в соответствии с нормами ГОСТ, будут находиться в пределах, установленных аукционной документацией диапазонов и удовлетворять сведениям, указанным участником в составе первой части заявки. Указывая диапазонные значения, участник тем самым гарантирует, что при выполнении работ будут использованы материалы, характеристики которых будут соответствовать как требованиям ГОСТ, так и требованиям аукционной документации. При этом участнику не требуется иметь в наличии товар, либо проводить дополнительные испытания, чтобы указать необходимые Заказчику значения. Данные характеристики представлены в паспортах, сертификатах качества на соответствующие материалы, которые можно запросить у производителя, либо поставщика, то есть участнику закупки не требуется проводить какое-либо приобретение материала для исследований, оформление каких-либо лицензий и проведения лабораторных испытаний на этапе подачи заявки.
Все вышеуказанное говорит о том, что документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и не содержит признаков ограничения конкуренции.
На основании изложенного, доводы заявителей не нашли своего подтверждения.
2. В соответствии с аукционной документацией, утвержденной Заказчиком, "возможные виды и объемы работ по реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту - все работы, предусмотренные локальными ресурсными сметными расчетами (приложение к Приложению N3 к муниципальному контракту "Расчет цены контракта"), которые в совокупном выражении должны составлять не менее 15% цены муниципального контракта.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570, определяются по предложению Подрядчика (согласно рекомендуемой форме Предложения участника закупки по видам и объемам работ, прилагаемой к части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА") и включаются в муниципальный контракт исходя из сметной стоимости работ, предусмотренной локальными ресурсными сметными расчетами (приложение к Приложению N3 к муниципальному контракту "Расчет цены контракта"), которые в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15% цены муниципального контракта".
Приложение N 4 к контракту N от
ШАБЛОН
Перечень видов и объемов работ по реконструкции объекта "Бизнес-инкубатор.
Третий пусковой комплекс", которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту
N п/п |
Виды работ |
Объем работ |
Ед.изм. |
Сметная стоимость с НДС (руб.) |
N сметы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следовательно, контракт на выполнение строительно-монтажных работ в рамках реконструкции 3-ей очереди бизнес-инкубатора будет заключен с перечнем конкретных видов и объемов работ (Приложение N 24, Приложение N 3), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств. Для качественного выполнения работ, перечень согласуется с победителем аукциона, что позволяет распределить связанные между собой работы. Тем самым, победитель аукциона может согласовать со своим потенциальным субподрядчиком выполнение работ, что позволит выполнять их слаженно, и не мешать друг другу производить смежные работы.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Кроме того, заявитель не приводит в обоснование своих доводов в жалобе доказательств того, что указанные выше требования Заказчика каким-либо образом нарушают его права и законные интересы, в связи с чем данный довод также признается необоснованным.
3. Пунктом 8.18 информационной карты электронного аукциона установлено: "размер обеспечения исполнения контракта, срок, порядок его предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта:
Сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере: 15% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 4400097,27 рублей".
Срок предоставления: в соответствии с п. 6.1.2. части II "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации.
Порядок предоставления указанного обеспечения: в соответствии с разделом 6.2 части II "Общие условия проведения электронного аукциона" настоящей документации.
Требования к обеспечению исполнения контракта: в соответствии с разделом 6.2 части II "Общие условия проведения электронного аукциона" настоящей документации.
Статьей 64 Закона о контрактной системе не предусмотрен порядок установления в аукционной документации информации о банковском сопровождении контракта.
В соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.05.2015 N1550-п/1 "Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Тольятти" банковское сопровождение контрактов осуществляется при начальной (максимальной) цене контракта 200 млн.рублей или более. Поскольку начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет менее 200 млн.рублей, заказчик не включил условие о банковском сопровождении.
Информация о том, что банковское сопровождение не требуется, содержится в плане-графике заказчика. Кроме того, при формировании извещения о проведении электронного аукциона в структурированной форме единой информационной системы условие о банковском сопровождении не является обязательным для заполнения.
Таким образом, не указание в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе слов "банковское сопровождение не требуется" не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы заявителя в данной части своего подтверждения не нашли.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе в адрес заказчика от заявителей не поступало.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "АВТОБАН-99", ООО "СК "ИНТЕКО" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 июня 2018 г. N 715-12942-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2018