Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя, начальника отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Масловой Ю.С. главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Уваровой В.В. ведущего специалиста эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившие жалобы от ООО "Ремточстрой Инжиниринг", ООО "Строй Лес", ООО "Перспектива", ООО "СТРОЙЦЕНТР", ООО "СИ-2000", на нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" МАОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края" и уполномоченным органом - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УЛЁТОВСКИЙ РАЙОН" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МАОУ Николаевская СОШ (реестровый N 0191300016518000032),
в присутствии представителя заказчика - директора МАОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района "Улетовский район" Забайкальского края Худяковой О.Б. (приказ N 157 от 31.08.216), представителя уполномоченного органа первого заместителя главы Администрации МР "Улетовский район" Носырева М.А. (распоряжение от 15.04.2009 N 07-К), представителя заинтересованного лица Егоян М.А. (доверенность от 15.08.2017), без участия представителей заявителей (извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы),
УСТАНОВИЛА:
В Забайкальское УФАС России поступили жалобы от ООО "Ремточстрой Инжиниринг", ООО "Строй Лес", ООО "Перспектива", ООО "СТРОЙЦЕНТР", ООО "СИ-2000" на нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" МАОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района "Улётовский район" Забайкальского края" и уполномоченным органом - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УЛЁТОВСКИЙ РАЙОН" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МАОУ Николаевская СОШ (реестровый N 0191300016518000032),
По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям.
ООО "Ремточстрой Инжиниринг", (Заявитель-1) полагает следующее.
При описании объекта закупки в Техническом задании документации об электронном аукционе заказчиком допущены нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Закон не обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки, установленные требования можно определить только методом испытаний.
ООО "Строй Лес" (Заявитель-2) указывает на следующие нарушения.
1.В извещении по данной закупке указано, что срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: с июня по август, это не соответствует аукционной документации, в разделе 3. Место, условие и сроки выполнения работ (услуг). Начало выполнения работ с момента заключения контракта, окончание выполнение работ в течении 60 календарных дней. По мнению заявителя, противоречивые требования вводят в заблуждение участников закупки и является нарушением пункта 2 части 3 статьи 21, п. 2 ст. 42, а так же ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
2. В составе аукционной документации заказчик указал: "Дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке "28 мая" 2018 года в 09 часов 00 мин.
Дата окончания подачи заявок 01.06.2018.
Таким образом, по мнению заявителя заказчиком нарушена ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В разделе "Проект муниципального контракта" в п. 6 "Ответственность сторон заказчик установил размер штрафа без учета изменений от 30.08.2017.
4. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактном устанавливается штраф. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 он составляет 5% стоимости указанных работ. Однако документация заказчика не предусматривает ответственность.
5. По мнению заявителя, заказчиком нарушена статья 37 Закона о контрактной системе.
6. Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта.
7. Требования, предъявляемые к материалам носят противоречивый характер и при составлении заявки невозможно указать правильные значения в соответствии с ГОСТ так как требования заказчика противоречат друг другу.
8. По мнению заявителя, требования установленные заказчиком к материалам носят избыточный характер.
9.Заказчик требует соответствие с техническими условиями (ТУ) однако ТУ не является государственным стандартом в связи с чем, заказчик не имеет права устанавливать данные соответствия.
10. Заказчик установил требования к материалам по недействующим ГОСТам.
11.Требования, предъявляемые к материалам не совпадают с требованиями ГОСТ.
12. Заказчиком используется недействующий ГОСТ 26633-91.
13.В части 1. Общестроительные работы, в позиции 60 "Кирпич керамический" заказчик требует:
"Форма поставки: в поддонах 400 шт".
В соответствии с частью 3 статьи 481 Гражданского Кодекса РФ если в установленном законом порядке предусмотренные обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям. По условиям проекта контракта передача вышеуказанных товаров заказчику не предусмотрена.
14. В части 1. "Общестроительные работы в позициях 61 заказчик требует "Марка ГЗ"
В соответствии с ГОСТом 125-79 марки, требуемой заказчиком не существует.
15. В части 1. Общестроительные работы в позиции 62 "Щебень" заказчик требует "фракция 20-40 мм", данное требование противоречит требованиям ГОСТ.
ООО "Перспектива" (Заявитель-3) указывает на следующие нарушения.
1) 16.05.2018 и 25.05.2018 заказчиком на официальном сайте ЕИС размещены разъяснения положений документации.
Ответ заказчика не содержит текста самого запроса, опубликованные разъяснения даны без указания предмета запроса и размещены с нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2) В Извещении о проведении аукциона указано, что закупка проводится только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно Извещению о проведении аукциона, начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение начальной (максимальной) цены контракта, установленное п.1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе для закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, Заказчик допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
ООО "СтройЦентр" (Заявитель 4) указывает на следующие нарушения.
По мнению заявителя, отсутствие полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, действия заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
ООО "СИ-2000" (Заявитель 5) указывает на следующие нарушения.
Согласно разделу 1 аукционной документации "1. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме. Инструкция по ее заполнению" инструкция по заполнению заявки гласит: "Если в разделе 21 "Аукционной документации" в столбце "показатели соответствия" значение показателя технического или функционального параметра указано в диапазоне, и при этом не отмечено знаком "*", то участник аукциона указывает такие показатели неконкретно, в диапазоне, не выходящем за рамки диапазона, указанного в столбце "показатели соответствия" с соблюдением действующих нормативных документов, при этом инструкция не содержит указания, что такое "диапазон", поскольку в Требованиях, предъявляемых к материалам (конструкциям), применяемым Подрядчиком при выполнении работ - раздела 21 аукционной документации показатели соответствия изложены в виде параметра чисел: от X ....до X и\или Х-Х (X-натуральное число), например:
28 |
Герметик пенополиуретановый |
Срок высыхания от 7 до 16 мин. Плотность после отвердевания - 16-26 кг/м3. |
Кроме того, инструкция не содержит указаний по заполнению первой части заявки в случае, если в разделе 21 "Аукционной документации" в столбце "Показатели соответствия" значение показателя сопровождается словом "менее".
Данные обстоятельства имеются в Требованиях, предъявляемых к материалам (конструкциям), применяемым Подрядчиком при выполнении работ -раздела 21 аукционной документации в п.7 части 2 "Отопление", п. 4 части 3 "Водопровод. Канализация"
74 |
Очес льняной |
Очес льняной с массовой долей инкрустов менее 2,5% |
2. Заказчиком установлены требование не в соответствии с ГОСТ.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, указанными в жалобе не согласились, считают жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
16.05.2018 уполномоченным учреждением - Администрацией муниципального района "Улетовский район" размещено на официальном сайте ЕИС Извещение и Документация о проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт МАОУ Николаевская СОШ (реестровый N 0191300016518000032),
Начальная (максимальная) цена контракта 21798280.00 Российский рубль
Дата и время окончания подачи заявок |
01.06.2018 |
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников |
04.06.2018 |
Дата проведения аукциона в электронной форме |
07.06.2018 |
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0191300016518000032 от 01.06.2018 на участие в аукционе подано 16 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе.
Комиссия Забайкальского УФАС России считает жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг", (Заявитель-1) необоснованной в связи со следующим.
Довод заявителя о том, что заказчик подготовил документацию закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, чем ограничил возможность участия заявителя в качестве поставщиков, т.к. для предоставления ими надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее, является необоснованным.
Статья 18 Закона о контрактной системе относит к компетенции заказчика обоснование закупки, которое осуществляется при формировании плана закупок, плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок (часть 1); при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и установленных в соответствии со статьей 19 данного Закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребностям.
Заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Статья 33 Закона о контрактной системе не устанавливает запрета заказчику предусматривать в аукционной документации требования к составу материалов, из которых изготовлены товары, используемые для выполнения работ.
Таким образом, Комиссия Забайкальского УФАС России установила, что в установленных заказчиком требований к материалам отсутствуют требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, следовательно, при подаче первых частей заявок у участников закупки не возникает обязанность указывать какие либо показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Комиссия Забайкальского края считает жалобу ООО "Строй Лес" обоснованной частично в связи со следующим:
Довод N 1 является необоснованным в связи со следующим:
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Закон не содержит специальных или императивных требований о том, какие сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг должен указать в документации о закупке и в проекте контракта Заказчик, и к порядку установления таких сроков.
Довод N 2 является необоснованным ввиду следующего:
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Забайкальского УФАС установлено, что в извещении заказчик установил дату окончания подачи заявок: 01.06.2018
В аукционной документации заказчиком установлено, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке 28.05.2018.
Таким образом, нарушений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе Комиссией Забайкальского УФАС не установлено.
Довод N 3 является обоснованным в связи со следующем:
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом; Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 признано утратившим силу (пункт 2 Постановления N 1042).
В свою очередь, в части 6 проекта контракта аукционной документации за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком своих обязательств по контракту предусмотрена ответственность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N1063, которое, как указывалось ранее, утратило силу.
Таким образом, заказчик нарушил часть 4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод 4 является обоснованным в связи со следующем.
Согласно Постановлению Правительства от 15.05.2017 N 570 утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
* не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 25 мая и до 1 июля 2018 г.;
* не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. В соответствии с новым п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, он составляет 5% стоимости указанных работ.
Комиссией Забайкальского УФАС установлено, что в аукционной документации не предусмотрена данная ответственность.
Таким образом, заказчик нарушил часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод N 5 является обоснованным в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 10.3 проекта контракта установлено, что 1Обеспечение исполнения Контракта предоставлено "Поставщиком" в форме внесения денежных средств в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, и увеличенной в полтора раза указанной в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 37 ФЗ-44 на расчетный счет, указанный в аукционной документации (раздел "Размер обеспечения исполнения Контракта)
Обеспечение исполнения Контракта предоставлено поставщиком перечислением денежных средств на л/сч 30916Ч63190, платежное порученное от "___"_________201__г. N___ на сумму ______ (_____) рубля ___ копеек.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Довод N 6 является обоснованным в связи со следующим.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком в пункте 11.1 Проекта контракта установлен срок действия данного контракта следующим образом: контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств по контракту. Поскольку заказчиком не установлен срок действия контракта, то при выборе участником закупки способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии данному участнику не предоставляется возможным установить срок ее действия.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод N 7,8 являются необоснованными в связи со следующим.
Комиссией Забайкальского УФАС установлено, что требования предъявляемые к материалам в позиции 1. "Битумы нефтяные строительные кровельные марки БНК-45/180 соответствуют ГОСТ 9548-74, в позиции 10 "Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм" соответствует ГОСТ 30136-95.
Довод N 9 является необоснованным в связи со следующим.
Заказчик в части 1. "Общестроительные условия" в позиции 15 "Смола каменноугольная для дорожного строительства" заказчик установил требования по ТУ 2453-203-00190437-2005. Технические условия разрабатываются в соответствии с ГОСтам, таким образом, заказчик имел право установить требование по техническим условиям.
Довод N 10 является обоснованным в связи со следующим
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В части 1 Технического задания "Общестроительные работы в позиции 18 "Толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционный марки ТП-350 заказчик установил требование согласно с ГОСТ 23835-79, Комиссией Забайкальского УФАС установлено, что данный ГОСт утратил силу 31.08.1999.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы 11, 12, 14 являются необоснованными с связи со следующим
Комиссией установлено, что требования в части 1. "Общестроительные работы в позиции 44 "Бруски" и требования в позиции "Бетон тяжелый" "Кирпич керамический", "Гипсовые вяжущие установлены в соответствии с действующими ГОСТами.
Довод N 13 является обоснованным в связи со следующим
В соответствии с ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст 33 Закона о контрактной системе). и пр. в части 1 "Общестроительные работы в позиции 60 "Кирпич керамический заказчик установил требование: "Форма поставки: в поддонах" В соответствии с ч. 3 ст. 481 Гражданского Кодекса Российской Федерации если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям. По условиям проекта контракта передача вышеуказанных товаров заказчику не предусмотрена. В связи с чем, требование о предоставлении участниками закупки в заявке на участие в электронном аукционе конкретных характеристик (описаний) упаковки (тары) используемого товара, в том числе материалов, используемых при изготовлении тары, сырье, используемом при производстве товаров, необоснованно.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод N 15 является обоснованным в связи со следующим
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с техническим заданием "Общестроительные работы" в позиции 62 "Щебень" заказчиком установлено: "Фракция 20-40 мм". Согласно ГОСТ 8267-93 4.2.1 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, Заказчиком установлено требование не соответствующее ГОСТ 8267-93, что нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Забайкальского УФАС России считает жалобу ООО "Перспектива" (Заявитель-3) обоснованной в связи со следующим:
1.В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Забайкальского УФАС установлено, что заказчиком размещены на официальном сайте ЕИС разъяснения без указания предмета запроса.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, закупка проводится только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, начальная (максимальная) цена контракта 21798280.00.
Таким образом, заказчик, установив преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, нарушил пункт 1 часть 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссия Забайкальского УФАС России считает жалобу ООО "Строй Центр" (Заявитель-4) обоснованной в связи со следующим:
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Комиссией Забайкальского края установлено, что проектно сметная документация в ЕИС размещена не в полном объеме.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
Комиссия Забайкальского УФАС России считает жалобу ООО "СИ-2000" (Заявитель-5) необоснованной в связи со следующим:
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0191300016518000032 от 01.06.2018 на участие в аукционе подано 16 заявок, все заявки допущены к участию в аукционе.
Комиссией Забайкальского УФАС установлено, запросов на разъяснения инструкции по заполнению первых частей заявок от участников аукциона не поступали.
Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что позиции аукционной документации, на которые указывает в жалобе заявитель, составлены согласно ГОСТам.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08. 2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу "Ремточстрой Инжиниринг" необоснованной, жалобу "Строй Лес" обоснованной частично, жалобу ООО "Перспектива" обоснованной, жалобу ООО "Строй Центр" обоснованной, жалобу ООО "Си-2000" необоснованной
2.Признать муниципального заказчика МАОУ Николаевская СОШ - нарушившим п. 1 ч. 1 ст.30, п. 1 ч. 1 ст. 33, пунктов 4,5,8 ст. 34, п.2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 37 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, уполномоченное учреждение АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УЛЁТОВСКИЙ РАЙОН" ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ нарушившим ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3.В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание не выдавать.
4.Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: В.В. Уварова
Ю.С. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 8 июня 2018 г. N 04-03-2207
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018