Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЭНЕРГОРЕСУРС" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) и государственных заказчиков при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона "Поставка светлых нефтепродуктов через АЗС по талонам и электронным картам для нужд краевых бюджетных учреждений на второе полугодие 2018 года" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000118003257, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 31.05.2018 поступила жалоба ООО "ЭНЕРГОРЕСУРС" на действия уполномоченного органа, государственных заказчиков при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на "06" июня 2018 года в 16 часов 00 минут (по местному времени) присутствовали:
- представитель подателя жалобы Шаховцев С.С. (доверенность от 12.02.2018, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Лавров Н.А. (доверенность N 1 от 29.12.2017, удостоверение личности).
Комиссией "06" июня 2018 года было принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы до "07" июня 2018 года 15 часов 00 минут (по местному времени) с целью получения от уполномоченного органа дополнительных доказательств. После окончания перерыва состав присутствующих на заседании Комиссии лиц не изменился.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации уполномоченным органом, государственными заказчиками было допущено нарушение требований Закона о контрактной системе, а именно, проведение 45 самостоятельными заказчиками совместного аукциона на поставку автомобильного безнина и дизельного топлива в территориально удаленных друг от друга муниципальных образованиях приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки, поскольку место поставки определено местом нахождения каждого заказчика. При этом участник закупки должен обеспечить отпуск нефтепродуктов заказчикам через АЗС, расположенные в ряде населенных пунктов Красноярского края, перечисленных в аукционной документации, охватить которые, по мнению подателя жалобы, может единственный поставщик - АО "Красноярскнефтепродукт".
Другие юридические лица, осуществляющие поставку топлива в отдельных муниципальных образованиях Красноярского края, в том числе и податель жалобы, объективно лишены возможности осуществить поставку товара во всех муниципальных образованиях, перечисленных в аукционной документации, при этом имеют возможность поставлять топливо на территории отдельных муниципальных образований.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы уполномоченный орган не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Одной из форм размещения государственного заказа на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ является открытый аукцион. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона (часть 2 статьи 25 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с возникшей у государственных заказчиков потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона на поставку светлых нефтепродуктов через АЗС по талонам и электронным картам для нужд краевых бюджетных учреждений на второе полугодие 2018 года на основании заключенных между ними соглашений.
Как следует из приведенных выше норм Закона о контрактной системе, проведение совместных закупок является правом заказчиков, которым воспользовались заказчики по рассматриваемому электронному аукциону, поскольку потребностью всех заказчиков является получение нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо).
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является приобретение светлых нефтепродуктов через АЗС по талонам и электронным картам.
Из сведений пункта 1.8 Информационной карты, являющегося описанием объекта закупки (далее - Описание объекта закупки), следует, что поставляемый товар должен соответствовать действующим ГОСТам, ТУ, техническому регламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011). Экологический класс - не ниже К5.
Участник закупки должен обеспечить отпуск нефтепродуктов заказчикам через АЗС, расположенные в следующих населенных пунктах Красноярского края: г. Красноярск, г. Абакан, г. Бородино, г. Дивногорск, г. Железногорск, г. Зеленогорск, г. Лесосибирск, г. Сосновоборск, г. Саяногорск, Абанский район, Ачинский район, Балахтинский район, Бирилюсский район, Боготольский район, Большемуртинский район, Большеулуйский район, Дзержинский район, Емельяновский район, Енисейский район, Ермаковский район, Идринский район, Иланский район, Ирбейский район, Казачинский район, Канский район, Каратузский район, Кежемский район, Козульский район, Краснотуранский район, Курагинский район, Манский район, Минусинский район, Назаровский район, Нижнеингашский район, Новоселовский район, Партизанский район, Пировский район, Рыбинский район, Саянский район, Сухобузимский район, Тасеевский район, Тюхтетский район, Ужурский район, Уярский район, Шарыповский район, Шушенский район.
Показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика:
1. Автомобильный бензин (АИ-92): октановое число (по исследовательскому методу) - не менее 92 (параметр не требует конкретизации);
2. Автомобильный бензин (АИ-95): октановое число (по исследовательскому методу) - не менее 95 (параметр не требует конкретизации);
3. Дизельное топливо (ДТ-Л): цетановое число - не менее 47 (параметр не требует конкретизации);
4. Дизельное топливо (ДТ-З): цетановое число - не менее 47 (параметр не требует конкретизации);
Количество поставляемого товара:
1. Автомобильный бензин (АИ-92) - 359220,00 литров;
2. Автомобильный бензин (АИ-95) - 67605,00 литров;
3 Дизельное топливо (ДТ-Л) - 23117,00 литров;
4. Дизельное топливо (ДТ-З) - 22397,00 литров;
Количество поставляемого товара в разрезе каждого заказчика указано в Приложении N 1 к Информационной карте.
Поставщик должен обеспечить заключение контракта и получение талонов в населенном пункте заказчика.
Поставщик должен обеспечить отпуск топлива через АЗС по талонам и картам.
Таким образом, в пункте 1.8 Информационной карты уполномоченным органом, исходя из потребности государственных заказчиков, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В Описании объекта закупки указано о том, что необходимо осуществить поставку нефтепродуктов заказчиком в ряде населенных пунктов Красноярского края, которые сможет охватить не каждый потенциальный поставщик нефтепродуктов. Вместе с тем, уполномоченным органом представлены соглашения о проведении совместных электронных аукционов, заключенные с заказчиками, из которых следует, что рассматриваемая закупка покрывает именно такую потребность заказчиков, при которой заказчик нуждается в заправке автомобилей топливом в своем районе и за его границами (например, для поездок в г. Красноярск или передвижения по другим районам).
Закупки, в которых потребностью заказчиков является заправка автомобилей топливом в границах только своего района, выделены уполномоченным в отдельные лоты и запланированы к проведению отдельными торгами с разбивкой по населенным пунктам.
Комиссия обращает внимание на то, что указание уполномоченным органом характеристик и показателей товаров, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, в том числе требования к местам заправки автомобилей заказчиков соответствующим топливом, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчиков, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, а также объема и требований к гарантиям оказываемых услуг заказчиком при необходимости. Кроме того Закон о контрактной системе позволяет заказчика проводить совместные закупки.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
В рассматриваемом случае, в аукционной документации установлены требования к закупаемому топливу, к местам заправки топливом с учетом собственных потребностей заказчиков, исходя из специфики осуществляемого вида деятельности и необходимости заказчикам осуществлять передвижения по территории Красноярского края на служебных автомобилях, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Предъявляемые уполномоченным органом, заказчиками требования к объекту закупки требований, подлежащих обязательному соблюдению норм действующего законодательства, не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные уполномоченным органом в интересах заказчиков требования не являются объективными, а равно привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах жалобы отсутствуют. При этом установление уполномоченным органом в аукционной документации характеристик объекта закупки не только соответствует требованиям к описанию объекта закупки, установленным Законом о контрактной системе, но и обусловлено объективными причинами.
При этом Комиссия принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе, в рассматриваемом случае - не во всех местах заправки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы, обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что доводы подателя жалобы о необоснованности требуемых в Описании объекта закупки мест заправки автотранспорта заказчиков в том виде и объеме, которых они указаны в Описании объекта закупки, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Также и довод жалобы об укрупнении лота отклонен Комиссией, поскольку проведение совместных торгов предусмотрено статьей 25 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация в части описания объекта закупки соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ЭНЕРГОРЕСУРС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 июня 2018 г. N 707
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018