Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Алтынбаева Р.Ф. на действия заказчика - администрации города Енисейска Красноярского края (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение жилья в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилого фонда", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Алтынбаева Р.Ф. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, извещение N 0119300060018000022.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы Алтынбаева Р.Ф. (N 737) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалобы Алтынбаева Р.Ф. (N738) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе , соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы, заказчик не обеспечили.
До рассмотрения жалобы по существу от Алтынбаева Р.Ф. поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании положений документации о проведении электронного аукциона заказчиком были нарушены требования законодательства о контрактной системе, а именно: необоснованно включено требование о наличии в приобретаемом жилом помещении плиты, поскольку указанное условие налагает на участников закупки дополнительные затраты и не является обязанностью собственника жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на приобретение жилья в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилого фонда (извещение о проведении электронного аукциона от 28.05.2018).
Предметом контракта, на право заключения, которого проводится электронный аукцион, является приобретение жилья в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилого фонда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно положениям документации о проведении электронного аукциона раздел 2.2. "Технические характеристики объекта" (части 2 "Техническое задание") заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к объекту закупки: Приобретение одной однокомнатной квартиры, изолированной, благоустроенной, обеспеченной централизованными инженерными системами - электроснабжением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, отоплением, вентиляцией (ст.19 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ), общей площадью не менее 19,3 кв.м., в городе Енисейске Красноярского края.
Изолированное жилое помещение (однокомнатная квартира) приобретается в собственность Муниципального образования город Енисейск Красноярского края путём купли-продажи жилого помещения на вторичном рынке жилья в многоквартирном жилом доме для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Также заказчик устанавливает ряд требований, которым должно соответствовать жилое помещение, а именно:
7) Сантехнические приборы и оборудование:
- санузел - унитаз со сливным бачком, раковина, ванна или душ, смеситель(ли),
- при отсутствии централизованной подачи горячей воды - установлена и смонтирована водонагревательная колонка;
- кухня или кухня-ниша - оснащена плитой для приготовления пищи, мойкой, смесителем;
12) Сантехнические приборы и оборудование, входная и межкомнатные двери, оконные конструкции, плита для приготовления пищи, приборы учета на все поставляемые ресурсы, должны быть новыми и иметь сопутствующие документы к ним (в случае предоставления таких документов заводами - изготовителями).
При этом из технического задания следует, что жилое помещение должно соответствовать требованиям пунктов 5.3, 5.10 СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 N 778.
Указанными положениями СП 54.13330.2011 установлено следующее:
5.3. В квартирах, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования, следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и туалет (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).
5.10. В квартирах, указанных в пункте 5.3, должны быть оборудованы: кухня - мойкой или раковиной, а также плитой для приготовления пищи; ванная комната - ванной (или душем) и умывальником; туалет - унитазом со смывным бачком; совмещенный санузел - ванной (или душем), умывальником и унитазом. В других квартирах состав оборудования устанавливается заказчиком-застройщиком.
Таким образом, указанные требования к жилым помещениям, относятся к квартирам, которые уже введены в состав государственного и (или) муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования с целью предоставления отдельным категориям граждан. При этом указанное требование не распространяется на собственников жилых помещений - участников закупок при проведении конкурентной процедуры определения поставщика жилого помещения, предполагаемого к введению в муниципальную собственность. Нормативного обоснования обратного Комиссии представлено не было.
Из аукционной документации следует, что в цену контракта включена цена жилого помещения, земельного участка, а также расходы с учетом всех обязательных платежей, налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ. Из данного пункта не следует, что в цену контракта включены расхода на приобретение новой стационарной плиты. Нормативного обоснования обратного Комиссии представлено не было.
Следовательно, условие поставки о наличии новой стационарной газовой или новой стационарной электрической плиты является неправомерным требованием к объекту закупки, поскольку указанные товары (жилое помещение и новая стационарная газовая или новая стационарная электрическая плита) не являются технологически и функционально взаимосвязанными.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Алтынбаева Р.Ф. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июня 2018 г. N 737
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2018