Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЭкспрессДорУслуги" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации МО Новотитаровское сельское поселение в составе МО Динской район при проведении электронного аукциона: "Ремонт автомобильных дорог общего пользования в станице Новотитаровской Новотитаровского сельского поселения Динского района" (извещение N 0318300489218000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует необоснованный, по его мнению, отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Указывает, что аукционная документация содержит избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представителем заказчика пояснено, что заявка ООО "ЭкспрессДорУслуги" отклонена правомерно. Документация не содержит избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией МО Новотитаровское сельское поселение в составе МО Динской район проводился электронный аукцион: "Ремонт автомобильных дорог общего пользования в станице Новотитаровской Новотитаровского сельского поселения Динского района" (извещение N 0318300489218000005).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 669 382,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.05.2018 г N0318300489218000005-1-2 ООО "ЭкспрессДорУслуги" отказано в допуске в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно: Поз. "Бруски обрезные" - предоставление противоречивой и/или недостоверной информации. В заявке указано: "В брусках два торца опилены перпендикулярно к продольной оси бруска" и "экспортное исполнение - не используется", заявлено соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции. При этом согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" п. 6.3 в экспортных пиломатериалах должны быть опилены оба торца, в пиломатериалах не экспортного исполнения должен быть опилен один торец. Поз. "Кирпич керамический" - предоставление противоречивой и/или недостоверной информации. В заявке указано: "Кирпич полнотелый. Класс средней плотности кирпича 1,2", заявлено соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции. При этом ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" не предусмотрен полнотелый кирпич класса средней плотности 1,2, такой класс средней плотности предусмотрен для пустотелого керамического кирпича.
В соответствии с пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
П.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Заказчиком в приложении N1 аукционной документации "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" по п. "Кирпич керамический" установлены следующие требования:
Кирпич керамический
Кирпич керамический размером не менее 250х85х65 мм, марка не менее М100. Должен быть рядовой. Отклонение от перпендикулярности смежных граней не должно быть более 3 мм (диапазон). Кирпич пустотелый или полнотелый. Класс средней плотности кирпича 1,0-2,0. Пустоты в изделиях могут располагаться перпендикулярно (вертикальные) или параллельно постели (горизонтальные). Рядовые изделия должны быть с гладкими или рельефными вертикальными гранями. Кирпич может иметь значение пустотности "не более 13%". Кирпич может быть с горизонтальным расположением пустот. Размер пустот может не нормироваться. Средняя плотность, кг/м3: от не менее 810 до не более 2000. Морозостойкость не менее F50. По теплотехническим характеристикам рекомендуется эффективный. Может быть одинарный. Толщина наружных стенок не менее 12 мм или не нормируется. Рекомендуется пригодность к использованию в условиях частого замораживания и оттаивания при воздействии грунтовых вод (с защитой или без защиты от проникновения воды). Требуется соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции.
В соответствии с п.4.1.5 ГОСТ 530-2012 по показателю средней плотности изделия подразделяют на классы 0,7; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0; 2,4.
Согласно табл.9 ГОСТ 530-2012
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид изделия |
|||||
Условия применения изделий |
Камень классов средней плотности 0,7; 0,8; 1,0 |
Кирпич и камень пустотелые классов средней плотности 1,2; 1,4; 2,0 |
Кирпич полнотелый классов средней плотности 2,0 и 2,4 |
||||
|
|
рядовые |
лицевые |
клин-керные |
рядовой |
лицевой |
клин-керный |
ООО "ЭкспрессДорУслуги" в заявке указало: "Кирпич полнотелый. Класс средней плотности кирпича 1,2", что противоречит положениям ГОСТ 530-2012.
Таким образом, отклонение заявки ООО "ЭкспрессДорУслуги" по п."Кирпич полнотелый" по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.05.2018 г N0318300489218000005-1-2, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Заказчиком в приложении N1 аукционной документации "Требования к товарам, используемым при выполнении работ"установлены следующие требования:
По п. Бруски обрезные:
Бруски требуются обрезные хвойных пород длиной более 5 м, но не более 6,5 м, шириной не менее семьдесят пять миллиметров, но не более сто пятьдесят пять миллиметров. Бруски рекомендуются стойкие к гниению. В брусках минимум один торец должен быть опилен перпендикулярно к продольной оси бруска. Бруски должны быть третьего либо второго сорта, допускаются в экспортном исполнении. Нормы ограничения пороков: грибные поражения (гнили) не допускается. Должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пиломатериалам по государственным стандартам, регламентирующим данный вид товара. Класс прочности С24/Т14; С16/Т10. Бруски должны быть изготовлены из древесины: ель; пихта; сосна; лиственница. Требуется соответствие государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции.
В инструкции по заполнению заявки указано: "Слова и словосочетания "могут быть", "может быть", "допускается","рекомендуется" и их производные в соответствии с правилами русского языка указывает на возможность (допустимость) наличия какого-либо показателя у товара (материала), в заявке следует конкретизировать, обладает ли предлагаемый товар (материал) указанными свойствами или нет".
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе требования к товарам (материалам) должны быть установлены заказчиком в виде минимальных и (или) максимальных значений, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ГОСТ 8486-86 в пиломатериалах один торец (в экспортных пиломатериалах оба торца) должен быть опилен перпендикулярно к продольной оси пиломатериала. Отклонение от перпендикулярности торца к пласти и кромке допускается до 5% ширины и толщины пиломатериала соответственно.
Кроме того, заказчиком установлено требование к классу прочности брусков С24/Т14; С16/Т10.
Вместе с тем, ГОСТ 8486-86, который устанавливает требования к брускам, не содержит требования к прочности брусков.
Требования к прочности установлены заказчиком в соответствии с ГОСТ 33080-2014 "Конструкции деревянные. Классы прочности конструкционных пиломатериалов и методы их определения".
В соответствии с п.5.1 ГОСТ 33080-2014 пиломатериалы должны соответствовать одному из следующих классов прочности: С14, С16, С18, С20, С22, С24, С27, С30, С35, С40, С45 и С50, установленных при испытаниях на изгиб, или Т8, Т10, Т11, Т12, Т13, Т14, Т16, Т18, Т21, Т24, Т27 и Т30, установленных при испытаниях на растяжение вдоль волокон древесины.
Пиломатериалы марок "С" рекомендуется использовать преимущественно для цельнодеревянных несущих конструкций, а марок "Т" - в качестве слоев многослойных клееных конструкций наряду с классами марок "С".
Предметом контракта является "Ремонт автомобильных дорог общего пользования".
Также заказчиком указано, что "Бруски должны быть третьего либо второго сорта, допускаются в экспортном исполнении".
При этом, согласно п.2.2 ГОСТ 9302-83 "Пиломатериалы хвойных пород черноморской сортировки, поставляемые для экспорта. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" по качеству древесины и обработки пиломатериалы разделяютсяна бессортные, 4, 5-го сортов и должны соответствовать требованиям, указанным в табл.2.
Таким образом, установленные заказчиком требования по п. "Бруски обрезные" вводят участников закупки в заблуждение, позволяют указать значения показателей, которые будут соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям ГОСТ. что повлекло отклонение заявок участников по п. "Бруски обрезные".
Кроме того, из установленных заказчиком характеристик не представляется возможным определить конкретные требования к товару, которые необходимо указать участнику в составе заявки.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения, допущенные заказчиком при описании объекта закупки, повлекли отклонения заявок участников по п. "Бруски обрезные".
Также, Комиссией установлено, что заказчиком в приложении N1 аукционной документации "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" указаны следующие требования (например, по п. "Битумы нефтяные дорожные"):
Битумы нефтяные дорожные должны быть: вязкие, жидкие. Марка битумов: БНД 90/130; БНД-60/90, а также МГ и/или СГ, допускается марка МГО. Битумы должны быть предназначены для использования в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных, для строительства капитальных и/или облегченных дорожных покрытий. Вязкий битум может разжижаться для получения жидкого битума. Может быть неполное заполнение тары по объему. Анионоактивные или катионоактивные вещества рекомендуются в составе жидких битумов. Сцепление жидкого битума должно быть нормировано с мрамором и/или песком. Поверхностно-активные вещества могут быть группы 1 или 2. Необходимо соответствие битумов государственным стандартам, регламентирующим данный товар.
В инструкции по заполнению заявки указано: "Слова и словосочетания "могут быть", "может быть", "допускается","рекомендуется" и их производные в соответствии с правилами русского языка указывает на возможность (допустимость) наличия какого-либо показателя у товара (материала), в заявке следует конкретизировать, обладает ли предлагаемый товар (материал) указанными свойствами или нет".
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе обязанность по описанию характеристик товаров возложена на заказчика (из п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе "в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)").
Вместе с тем, из установленных заказчиком характеристик не представляется возможным определить конкретные требования к товару, которые необходимо указать участнику в составе заявки с учетом потребности заказчика.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкспрессДорУслуги" обоснованной в части наличия нарушений ч. 1 ст. 67, п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации МО Новотитаровское сельское поселение в составе МО Динской район нарушение ч. 1 ст. 67, п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - администрации МО Новотитаровское сельское поселение в составе МО Динской район (единой комиссии) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 июня 2018 г. N ЭА-964/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018