Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на действия МКУ "Управление обеспечения жизнедеятельности", администрации Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона ЭА 064-18 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0867300000918000066) на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство культурно - досугового центра в с. Борки Борковского МО",
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 01.06.2018 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона NЭА 064-18 (N 0867300000918000066) на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство культурно - досугового центра в с. Борки Борковского МО".
По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки и документация об электронном аукционе не соответствуют требованиям Закон о контрактной системе.
В частности, заявитель указывает, что в извещении о проведении электронного аукциона NЭА 064-18 установлено требование к участникам закупки в соответствии с ч.2 статьи 31 Закона о контрактной системе, однако в нарушение п.6 ч.5 статьи 63 исчерпывающего перечня документов для подтверждения соответствия установленному требованию ни в извещении, ни в аукционной документации не содержится.
От заказчика - администрации Борковского МО заблаговременно до заседания Комиссия представлены документы по проведению указанного выше электронного аукциона, а также пояснения (письмо вх.N4120 от 06.06.2018) по существу жалобы заявителя.
В своих возражениях заказчик факт нарушения требований Закона о контрактной системе не признал, считают жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Также отметил, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в связи с оспариваемыми положениями аукционной документации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заинтересованных лиц, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
В силу положений части 2 статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе аукцион в электронной форме (электронный аукцион) относится к конкурентным способам определения поставщиков и под ним понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо прочих документов и сведений должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в процедурах определения поставщика, предусмотренных законодательством о контрактной системе. При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, равно как и в документации об аукционе должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что МКУ "Управление обеспечения жизнедеятельности", являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство культурно - досугового центра в с. Борки Борковского МО" с начальной (максимальной) ценой контракта 20 294 500,00 рублей.
Заказчиком по данному электронному аукциону выступила администрация Борковского муниципального образования Тюменского района.
Информация об электронном аукционе была размещена 16.05.2018 г. в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0867300000918000066.
СОГЛАСНО РАЗДЕЛА 8 ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА NЭА 064-18 УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЪЕКТОМ ЗАКУПКИ, ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ДОКУМЕНТАМИ:
Выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе. Предоставление указанной выписки не требуется для следующих участников размещения заказа: унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный Кодекс Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих<*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*>Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Комиссия, проанализировав извещение и документацию об аукционе установила, что в данном случае, заказчиком при указании в извещении информации (в части установления требований к участникам аукциона) была сделана ссылка на ту часть аукционной документации (которая также размещена на официальном сайте ЕИС), где соответствующая информация изложена в полном объеме.
В этой связи, Комиссия считает, что такой способ указания информации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не создает для потенциальных участников закупки препятствий для ознакомления со всей необходимой информацией относительно условий проводимого аукциона.
Кроме того, заявителем в нарушение ч.9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеют право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В этой связи, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении жалобы, поданной в административном порядке, входят как проверка соответствия оспариваемых действий законодательству о контрактной системе, так и установление факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов участника закупки, обратившегося с соответствующей жалобой в контрольный орган.
При этом, в силу ч.9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Как уже было указано выше, предметом рассматриваемого аукциона является выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство культурно - досугового центра в с. Борки Борковского МО" с начальной (максимальной) ценой контракта 20 294 500,00 рублей, в связи с чем аукционная документация содержит требование к участникам закупки, о том, что соответствующие работы выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлена обязанность членов СРО вносить сведения о своем членстве в СРО в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц: http://sro.gosnadzor.ru., и в Единый реестр членов СРО - http://reestr.nostroy.ru.
Согласно Государственному реестру саморегулируемых организаций (http://sro.gosnadzor.ru), Единому реестру членов СРО (http://reestr.nostroy.ru) сведения о наличии членства в саморегулируемой организации у ООО "ОПТ-СНАБ" (ИНН 6324016964, место нахождения: г.Тольяттти, бульвар Молодежный, 17-32) с правом заключать договора по организации работ с учетом начальной (максимальной) цены контракта на момент окончания срока подачи заявок отсутствуют.
Соответственно, Общество, не являясь членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, заведомо не имеет возможности принять участие в указанной закупке, следовательно, его права и законные интересы не могут быть нарушены или ограничены действиями заказчика.
С учетом приведенных правовых норм, а также указанных фактических обстоятельств, права и законные интересы ООО "ОПТ-СНАБ" не могли быть нарушены в силу того, что заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующми доказательствами, каким образом спорные положения аукционной документации могли повлиять на его права и обязанности относительно участия в указанной публичной процедуре.
Помимо этого, заказчиком в материалы дела была представлена электронная переписка с почтового сервера администрации Борковского МО admborki@mail.ru, которая велась с неизвестным лицом ( Litvinov_jskar@mail.ru) по вопросу урегулирования отзыва жалобы по настоящему делу.
Так, из переписки следует, что указанное лицо предложило за денежное вознаграждение помочь разрешить вопрос с жалобой путем "отмены заседания Федеральной антимонопольной службы", при этом, инициатором такого предложения оговариваются конкретные условия и стоимость отзыва жалобы.
Учитывая, что в силу ч.15 статьи 105 Закона о контрактной системе правом на отзыв жалобы обладает исключительно податель (заявитель) такой жалобы, у Комиссии имеются основания полагать, что соответствующая переписка с заказчиком велась от имени (или в интересах) ООО "ОПТ-СНАБ", которое, в свою очередь не может являться участником названного аукциона в силу установленных в документации требований.
Согласно ч.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Приведенные выше обстоятельства позволяют усомниться в добросовестности заявителя при подаче жалобы в антимонопольный орган, а также наличии у него реальной заинтересованности в участии в рассматриваемом электронном аукционе, и как следствие, отсутствии нарушенного права, что в силу вышеприведенных положений Закона о контрактной системе влечет безусловный отказ такому лицу в рассмотрении жалобы в порядке установленном настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г.,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на действия МКУ "Управление обеспечения жизнедеятельности", администрации Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области при проведении электронного аукциона ЭА 064-18 (N 0867300000918000066) на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство культурно - досугового центра в с. Борки Борковского МО" необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 июня 2018 г. N 209
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018