Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее также - ООО "Олимп"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя индивидуального предпринимателя Е. (далее также - ИП Е.): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее также - ООО "Контракт"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)", заказчик): <_> (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Перспектива", ООО "Олимп", ИП Е., ООО "Контракт" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство котельной с тепловыми сетями в с. Тополиное Томпонского района" (изв. N 0116200007918002727), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Перспектива", ООО "Олимп", ИП Е., ООО "Контракт".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что заказчик устанавливает срок оплаты выполненных работ с нарушением требования Закона о контрактной системе.
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует, что:
1) в плане-графике указан "Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)" "не указано", что не соответствует информационной карте: "5. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Начало выполнения работ - с момента подписание контракта. Срок окончания выполнения работ Подрядчиком - "20" августа 2018 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки", а также положениям проекта контракта: "4.3. Срок окончания выполнения работ Подрядчиком - "20" августа 2018 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки".
2) В проекте контракта заказчик установил:
"17.2. Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его подписания и действует до "20" февраля 2019 года, а в части всех взаиморасчетов по контракту до полного их завершения, в части исполнения гарантийных обязательств - до срока их истечения согласно разделу 11 настоящего Контракта" .
Однако в плане-графике закупки установлена другая дата: "декабрь 2018".
Заказчиком допущены разночтения, которые вводят участников в заблуждение, т.к. неизвестно до какого числа будет действовать обеспечение контракта в виде банковской гарантии или путем внесения денежных средств.
3) В разделе "Насосная жидкого топлива. Электромонтажные работы. Электроосвещение" в позиции 5 "Труба стальная", заказчик требует: "Наружный диаметр 33,5", требования заказчика противоречат ГОСТу, и не позволяют составить правильную заявку на участие, тем самым ограничивая права участников.
4) Заказчик требует максимальную массу одного метра трубы 107,55 кг, при этом, устанавливая минимальную толщину стенки 10 мм (раздел "КС", в позиции 3 "Труба стальная"). Таким образом, требования заказчика противоречат ГОСТу, и не позволяют составить правильную заявку на участие.
Из текста жалобы ИП Е. следует, что заказчик устанавливает срок оплаты выполненных работ с нарушением требования Закона о контрактной системе.
Из текста жалобы ООО "Контракт" следует, что:
1) заказчик не приложил к закупочной документации обязательный файл с внесенными изменениями.
2) заказчик не установил требование к участникам закупки в соответствии с п.3-10 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3) заказчик неправомерно установил требование о соответствии используемых при производстве работ материалов недействующим ГОСТам: ГОСТ Р 51778-2001, ГОСТ Р 51778-2001.
4) заказчик устанавливает срок оплаты выполненных работ с нарушением требования Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что:
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. На основании указанной нормы 08.05.2018 г. размещена документация в новой редакции.
В пункте 30 информационной карты установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N554, в плане-графике указывается периодичность или количество этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение, в плане-графике закупок указываются сроки исполнения отдельных этапов (месяц, год), если контрактом предусмотрена периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в соответствующей графе плана-графика закупок указывается их периодичность - ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода и другая.
Таким образом, нормативным правовым актом установлена возможность указания другой периодичности, в соответствии с которым заказчик указал в соответствующей графе плана-графика закупок "один раз в год".
Между тем, в позиции плана-графика "Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по указанной закупке установлено "Один раз в год".
Согласно пунктам 4.2 и 4.3 проекта контракта срок начала работ по контракту исчисляется с момента подписания Сторонами Контракта, а также окончание выполнения работ - "20" августа 2018 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки. Следовательно, данные позиции плана-графика соответствует положениям документации.
По второму доводу.
В позиции плана-графика закупок "Планируемый срок окончания исполнения контракта" установлено "Декабрь 2018" в связи с тем, что срок полного исполнения обязательств по выполнению работ установлен до 20 августа 2018 года, а с учетом сроков приемки, возврата обеспечения исполнения контракта и оплаты по контракту, срок окончания исполнения обязательств по контракту будет в декабре 2018 года. При этом в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Таким образом, в данном случае никаких заблуждений не может быть, т.к. срок окончания исполнения контракта, и срок действия контракта - это разные понятия.
По третьему доводу.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать также инструкцию по заполнению заявки. Таким образом, требования к наличию Инструкции является обязательным, при этом, к содержанию инструкции ограничений не установлено, в связи с чем заказчик самостоятельно ее разрабатывает.
В соответствии с пунктом 1.17 Инструкции по заполнению заявки в случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Максимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или меньше (ниже) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи.
Следовательно, по позиции 5.1 раздела "Насосная жидкого топлива. Электромонтажные работы. Электроосвещение" участник закупки должен выбрать значение наружного диаметра с 10 по 33 мм, исходя из данных ГОСТ 10704-91.
По четвертому доводу.
В соответствии с пунктом 1.16 Инструкции по заполнению заявки в случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Минимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или больше (выше) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи.
Соответственно, с учетом пунктов 1.16 и 1.17 Инструкции по заполнению заявки, по позиции 3 раздела КС требуется следующее: при наружном диаметре не более 630 мм массой не менее 107,55 мм и с толщиной стенки не более 10 мм. По данным ГОСТ 10704-91 под эти показатели подпадают следующие трубы:
Наружным диаметром, мм - 630 мм, массой 107,55 кг, толщиной стенки 7,0 мм;
Наружным диаметром, мм - 630 мм, массой 122,72 кг, толщиной стенки 8,0 мм;
Наружным диаметром, мм - 630 мм, массой 137,83 кг, толщиной стенки 9,0 мм;
Наружным диаметром, мм - 630 мм, массой 152,90 кг, толщиной стенки 10,0 мм.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что:
По жалобам ИП Е. и ООО "Контракт": в данном случае допущена техническая опечатка. Данная опечатка будет исправлена при направлении проекта контракта Подрядчику.
По жалобе ООО "Перспектива": в данном случае допущена техническая опечатка.
По жалобе "Олимп" по первому доводу:
В Законе о контрактной системе отсутствует требование об обязательном указании в плане-графике планируемого срока (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
По второму доводу: в Законе о контрактной системе отсутствует требование об обязательном указании в плане-графике срока действия контракта. Срок действия контракта установлен с превышением срока выполнения работ, их приемки, оплаты, возврата обеспечения исполнения контракта и выполнения гарантийных обязательств по гарантийным письмам.
По третьему доводу: согласно инструкции по заполнении заявки участник должен указать: в случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Минимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или больше (выше) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи.
В случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Максимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или меньше (ниже) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 28.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) 08.05.2018 года в аукционную документацию внесены изменения;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 17 604 930,63 руб.;
5) на участие в закупке подана 1 заявка от участника закупки;
6) заявка единственного участника закупки признана не соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобы ООО "Перспектива", ИП Е. обоснованными на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению N 0116200007918002727 в рамках данной закупки установлено ограничение в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а именно участниками закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
Между тем, в соответствии с пунктом 6.2 проекта контракта оплата выполненных Подрядчиком работ, в соответствии с условиями настоящего Контракта, осуществляется по факту выполненных работ, согласно представленным Подрядчиком справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3 с подтверждением объемов актами о приемке выполненных работ по форме NКС-2 и заключения экспертизы, в течение 30 календарных дней со дня подписания Заказчиком актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью расходов на соответствующий финансовый год по данному объекту.
Пунктом 4 "Форма и порядок оплаты" части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее:
"Оплата выполненных Подрядчиком работ, в соответствии с условиями Контракта, осуществляется по факту выполненных работ, согласно представленным Подрядчиком справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3 с подтверждением объемов актами о приемке выполненных работ по форме NКС-2 и заключения экспертизы, в течение 30 календарных дней со дня подписания Заказчиком актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3".
Установленный срок оплаты выполненных работ противоречит положениям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части того, что заказчик устанавливает срок оплаты выполненных работ с нарушением требования Закона о контрактной системе, признан обоснованным, оценка доводу дана на странице 4 решения.
Довод в части того, что заказчик не приложил к закупочной документации обязательный файл с внесенными изменениями, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 28.04.2018 года.
Комиссией установлено, что согласно сведениям с ЕИС 08.05.2018 года в аукционную документацию внесены изменения, файлы измененной аукционной документации размещены в ЕИС.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что заказчик не установил требование к участникам закупки в соответствии с п.3-10 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе, признан необоснованным на основании следующего.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В пункте 30 "Требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ" части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации указано "установлено".
Таким образом, требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены в аукционной документации.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части того, что заказчик неправомерно установил требования о соответствии используемых при производстве работ материалов недействующим ГОСТам, признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таблицей "Требования к Товарам" приложения N 6 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
1 |
Щит электрический распределительный |
|
|
|
|
|
шт |
1 |
|
3 |
Щит электрический распределительный |
|
|
|
|
|
шт |
1 |
|
9 |
Ящик управления |
|
|
|
|
|
шт |
1 |
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, заявителем не представлено надлежащих доказательств того, что на момент размещения извещения о проведении закупки, изменений, внесенных в аукционную документацию, вышеуказанный ГОСТ был отменен.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части наличия разночтений в плане-графике, аукционной документации, в том числе проекте контракта относительно срока выполнения работ признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В плане-графике указано следующее:
Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): не указано
Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): один раз в год.
Таким образом, план-график содержит указание на планируемые сроки/периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Частью 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее:
5. |
Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. |
Начало выполнения работ - с момента подписание контракта. Срок окончания выполнения работ Подрядчиком - "20" августа 2018 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки. |
Пунктом 4.3 проекта контракта установлено следующее: "Срок окончания выполнения работ Подрядчиком - "20" августа 2018 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки".
Вместе с тем, данные положения информационной карты и проекта контракта не противоречат сведениям, указанным в плане-графике.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части наличия разночтений в плане-графике и проекте контракта признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 17.2 проекта контракта установлено:
"Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его подписания и действует до "20" февраля 2019 года, а в части всех взаиморасчетов по контракту до полного их завершения, в части исполнения гарантийных обязательств - до срока их истечения согласно разделу 11 настоящего Контракта".
В плане-графике указано следующее:
Планируемый срок окончания исполнения контракта: Декабрь 2018.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Между тем, проектом контракта установлен срок действия контракта, а не планируемый срок окончания исполнения контракта. Следовательно, данные сведения не противоречат друг другу и не препятствуют предоставлению участникам закупки обеспечения исполнения контракта, поскольку срок действия банковской гарантии зависит от срока действия контракта, а не планируемого срока окончания исполнения контракта.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод в части установления требований к используемым при выполнении работ товарам/материалам не в соответствии с ГОСТ признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таблицей "Требования к Товарам" приложения N 6 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Насосная жидкого топлива. Электромонтажные работы. Электроосвещение | |||||||||
5 |
Труба стальная |
|
|
|
|
|
км |
0,02 |
|
5.1 |
Наружный диаметр |
|
33,5 |
|
|
мм |
|
|
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 10704-91. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1991 N 1743) (далее также - ГОСТ 10704-91).
Согласно пункту 2 ГОСТ 10704-91 размеры труб должны соответствовать табл. 1.
Между тем, данная таблица не предусматривает значение наружного диаметра, равное 33,5 мм.
Следовательно, требования к используемым при выполнении работ товарам/материалам не в соответствии с ГОСТ.
Заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что согласно материалам дела единственный участник закупки указал в первой части своей заявки значение наружного диаметра, равное 33,5 мм.
Довод в части установления требований к используемым при выполнении работ товарам/материалам не в соответствии с ГОСТ признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таблицей "Требования к Товарам" приложения N 6 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Раздел КС | |||||||||
3 |
Труба стальная |
|
|
|
|
|
кг |
645,3 |
|
3.1 |
Наружный диаметр |
|
630 |
|
|
мм |
|
|
|
3.2 |
Масса 1 м труб |
107,55 |
|
|
|
кг |
|
|
|
3.3 |
Толщина стенки |
|
10 |
|
|
мм |
|
|
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 10704-91. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1991 N 1743) (далее также - ГОСТ 10704-91).
Согласно пункту 2 ГОСТ 10704-91 размеры труб должны соответствовать табл. 1.
В соответствии с данной таблицей при наружном диаметре, равном 630 мм, толщине стенки, равной 10 мм, масса 1 м труб равна 152,90 кг.
Между тем, согласно пунктам 1.16, 1.17 раздела 1 "Общие условия" части 1.1 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" аукционной документации в случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Минимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или больше (выше) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи. В случае установления требуемого значения характеристики товара в столбце "Максимальное значение" в заявке следует указывать конкретное значение, которое равно или меньше (ниже) требуемого. Данное правило является общим, Инструкцией могут быть предусмотрены иные частные случаи.
Следовательно, положения аукционной документации позволяют участникам закупки в составе первой части заявки представить значение показателя "масса 1 м труб", соответствующее таблице 1 ГОСТ 10704-91.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением N 2 к описанию объекта закупки аукционной документации предусмотрено следующее:
"Инструкция по заполнению заявки в части дачи согласия на выполнение конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта согласно постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N570:
Участнику закупки следует выбрать, из представленных в описании объекта закупки возможных видов и объемов работ, и в первой части своей заявки в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ дополнительно дать согласие (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта в объемах, указанных в вышеуказанной таблице.
Выбранные виды работ после подачи ценового предложения по сметной стоимости должны быть не менее 15% от предполагаемой цены контракта.
При заключении контракта виды и объемы работ в денежном выражении, указанные в таблице, включаются в контракт, при этом, снижаются пропорционально ценовому предложению к начальной (максимальной) цене контракта".
Требования к составу первой части заявок на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Между тем, из вышеуказанных норм не предусмотрено предоставление участникам закупки в первой части своей заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Между тем, Постановлением N 570 также не предусмотрено предоставление участникам закупки в первой части своей заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, требование о предоставлении участниками закупки в первой части своей заявки согласия (с указанием видов работ) на выполнение одного или нескольких конкретных видов работ участником закупки самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта установлено неправомерно.
Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
2. Признать жалобу ИП Е. обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной. Довод в части установления требований к используемым при выполнении работ товарам/материалам не в соответствии с ГОСТ признан обоснованным.
4. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной. Довод в части того, что заказчик устанавливает срок оплаты выполненных работ с нарушением требования Закона о контрактной системе, признан обоснованным.
5. Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 8 статьи 30, пункт 2 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
7. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 июня 2018 г. N 06-529/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018