Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ФБУ "ФРЦ": А.А. Павловой,
ООО "Авентура": А.В. Быкова,
рассмотрев жалобу ООО "Авентура" (далее - Заявитель) на действия ФБУ "ФРЦ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и отправке групп специалистов для прохождения подготовки (обучения по дополнительным профессиональным программам) за рубежом в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018 году (Закупка N0373100022718000001) (далее - Конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.05.2018 N24382/18 необходимые документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе не содержит сведений о предоставленных участниками документах, подтверждающих квалификацию участника конкурса, например, указание количества договоров и актов, подтверждающих опыт участников закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, наименования и количества документов, представленных участниками закупки по показателю "Деловая репутация, обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации".
По мнению Заявителя, участник закупки не может определить, каким образом комиссия будет присваивать баллы по вышеуказанным показателям. Кроме того, возможны злоупотребления единой комиссии при присвоении таких баллов.
Согласно ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 16.05.2018 NПВК1 содержит всю информацию о составе поданных заявок, а также информацию про условия исполнения контракта, указанные в заявках на участие в открытом конкурсе (приложение N 1 к Протоколу). Информация в приложении N 1 к протоколу внесена согласно реестрам, приведенным в заявках участников конкурса, без проверки наличия подтверждающих документов, предусмотренных конкурсной документацией. Кроме того, Законом о контрактной системе не установлена обязанность конкурсной комиссии в ходе процедуры вскрытия конвертов проверять достоверность информации, содержащейся в документах, представленных участниками конкурса. В частности, в приложении N 1 к протоколу внесены данные о предложенной каждым из участников конкурса цене контракта, а также предложения участников конкурса по показателям, предусмотренным конкурсной документацией в рамках критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня", а именно заявленная суммарная стоимость исполненных участником закупки государственных контрактов (договоров) на оказание аналогичных услуг (выполнение аналогичных работ) за период 2015-2017 гг. и количество положительных отзывов и/или рекомендательных писем, положительно характеризующих участника закупки, полученных от государственных муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, за период 2015-2017 гг.
Указание количества договоров и актов, подтверждающих опыт участников закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, наименование и количество документов, представленных участниками закупки по показателю "Деловая репутация, обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации" также не относится к условиям исполнения контракта, не является предложением об условиях исполнения контракта, на право заключения которого проводится открытый конкурс, и Закон о контрактной системе не содержит обязанности объявления указанных сведений при вскрытии конвертов с заявками.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании и публикации протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе в нарушение установленного в составе конкурсной документации порядка оценки конкурсных заявок по показателю "Наличие опыта оказания аналогичных услуг за период 2015-2017 гг." критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.05.2018 NПРО1 заявки участников закупки ООО "Авентура", Российский Фонд Образовательных Программ "Экономика и управление" по показателю "Наличие опыта оказания аналогичных услуг за период 2015-2017 гг." критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценены в 49.13 баллов и 75 баллов соответственно.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и п.2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Наличие опыта оказания аналогичных услуг за период 2015-2017 гг." критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Для оценки принимается подтвержденный опыт оказания аналогичных услуг непосредственно участником закупки за период 2015-2017 гг., оцениваемый по суммарной стоимости исполненных участником закупки государственных контрактов (договоров) на оказание аналогичных услуг (выполнение аналогичных работ). Опыт подтверждается предоставлением копий соответствующих государственных контрактов (договоров), заключенных участником закупки и копии актов выполненных работ по этим государственным контрактам (договорам). Аналогичными признаются государственные контракты (договора), в ходе которых участником закупки оказывались услуги в отношении организации и отправки групп (приобретения авиабилетов) для обеспечения визитов в зарубежные страны с целью подготовки по дополнительным профессиональным программам или проведения стажировок.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику конкурса, который не предоставил сведения о наличии опыта оказания аналогичных услуг за период 2015-2017 гг. и/или соответствующие подтверждающие документы.
Участнику конкурса, представившему наибольшее значение по наличию опыта оказания аналогичных услуг за период 2015-2017 гг., информация о котором подтверждена документально, присваивается максимальное количество баллов по показателю.
Остальным Участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению количеству подтвержденного опыта в заявке по формуле:
НЦБ1i=100х(Ki/Kmax), где: НЦБ1i - это количество баллов присуждаемых "i" заявке по показателю "Наличие опыта оказания аналогичных услуг за период 2015-2017 гг."; Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов".
Согласно доводам Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе участников закупки ООО "Авентура", Российский Фонд Образовательных Программ "Экономика и управление".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оценка конкурсных заявок участников закупки ООО "Авентура", Российский Фонд Образовательных Программ "Экономика и управление" проводилась в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок, установленным в конкурсной документации. При проведении оценки заявок по показателю "Наличие опыта оказания аналогичных услуг за период 2015-2017 гг." конкурсной комиссией Заказчика не был засчитан опыт, подтвержденный договорами, заключенными в 2018 году или до 2015 года, договорами, не предусматривающими услуг по приобретению авиабилетов для отправки специалистов за рубеж, а также опыт, подтвержденный договорами без приложения копии актов выполненных работ по этим договорам.
Вместе с тем Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки конкурсных заявок, установленного конкурсной документацией, в том числе свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика положений Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Авентура" на действия ФБУ "ФРЦ", конкурсной комиссии Заказчика необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на осуществление закупки письмом Московского УФАС России от 23.05.2018 N24382/18.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.А. Сологов
Исп. Казарин С.И. 8-(495) 784-75-05 (182)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2018 г. N 2-57-6556/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018