Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ФГБУ "УЭЗ МИД России": А.Н. Козлова, О.А. Копытина,
ООО "Комплексные системы безопасности": А.И. Мельниченко,
рассмотрев жалобу ООО "Комплексные системы безопасности" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УЭЗ МИД России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене противопожарных дверей на объектах МИД России по адресам: г. Москва, Плотников пер., д. 11. Денежный пер., д. 19, 21. ул. Арбат, д. 55/32 (Закупка N0373100047918000027) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 04.06.2018 NТФ/26373/18, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы в Извещении о проведении электронного аукциона установлены дата и время окончания подачи заявок в нарушение ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением о проведении аукциона начальная (максимальная) цена закупки составляет 2 519 401,90 рублей.
На основании ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ст.191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На заседании Комиссии Управления установлено, что срок окончания подачи заявок в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона установлен на 04.06.2018, при этом Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 28.05.2018, что составляет 7 дней до момента окончания срока подачи заявок и не противоречит нормам ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации установлено неправомерное требование к участникам закупки о наличии Лицензии ФСБ России на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну, что, по мнению Заявителя, не соответствует объекту закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по замене противопожарных дверей на объектах МИД России по адресам: г. Москва, Плотников пер., д. 11. Денежный пер., д. 19, 21. ул. Арбат, д. 55/32.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе установлен перечень документов и информации, которые должны содержаться в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в пункте 1.6.2 "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к Участникам закупки" Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (Копия Лицензии ФСБ России на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну)".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в силу статьи 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно статье 5 Закона о государственной тайне государственную тайну составляют сведения в военной области о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов, а также сведения в области внешней политики и экономики о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
Представитель Заказчика пояснил, что здания Министерства иностранных дел Российской Федерации являются государственными режимными учреждениями с секретным делопроизводством и относятся к особо охраняемым объектам с особой пропускной системой и особым порядком допуска посторонних лиц, включая иностранных граждан. Требование Заказчика о предоставлении участником закупки лицензии ФСБ России на проведение работ со сведениями составляющими государственную тайну установлено в том числе на основании письма Департамента безопасности МИД России от 02.02.2016 N 4416/дБ с грифом "Для служебного пользования" и не подлежащего размещению в открытом доступе.
Согласно указанному письму Комиссией Федеральной службы безопасности Российской Федерации, по существу рассматриваемого запроса изложена следующая позиция: "Федеральному государственному учреждению "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" надлежит требовать соответствующую лицензию ФСБ России и справки о допуске по третьей форме сотрудников подрядных организаций, осуществляющих работы в соответствии с договорными отношениями между ФГБУ "УЭЗ МИД России" и подрядными организациями.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о нарушении положений Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного требования к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены следующие требования:
-"Ремонт штукатурки откосов должен выполняться на цементно-песчаном растворе, может быть марка М150, М200": "Достижение полной прочности не менее 28 суток. Время твердения до 3 суток. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть до 1800 кг/м3", что, по мнению Заявителя, является показателями товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
-"Двери противопожарные однопольные", "Двери противопожарные двупольные": "Окраска эпоксидно-полиэфирной порошковой краской, цвет по системе RAL серых тонов от RAL7000 до RAL7040", что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки, поскольку система RAL не предусмотрена законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации;
-"Замок врезной": "Класс замка может быть 3, 4. Тип механизма секретности должен быть цилиндровый. Наличие универсальной классической защелки. Покрытие лицевой планки нержавеющая сталь. Число секретов замка не должно быть менее 10000", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 5089-2011 "Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия". Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчик не конкретизирует, какой именно тип механизма секретности должен быть представлен: "штифтовой, пластинчатый" или "дисковый", а также показатель "Наличие универсальной классической защелки" не нормируется вышеуказанным ГОСТ.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к показателю цвета по системе RAL установлено на основании сведений производителей товаров, размещенных в открытом доступе в сети Интернет, а также данная система широко распространена на рынке товаров. Требования к товару "Замок врезной" установлено в соответствии с положениями ГОСТ 5089-2011, согласно которому для замка цилиндрового класса 3 соответствует число секретов "не менее 10000", для класса 4 - "не менее 50000". Требование к типу механизма секретности установлено на основании п. 4.1 ГОСТ 5089-2011, согласно которому замки классифицируют по типу конструктивного исполнения механизма секретности: цилиндровые, сувальдные, кодовые, магнитные, при этом у Заказчика нет необходимости детализировать подтип цилиндрового механизма. Требование к показателю "Наличие универсальной классической защелки" установлено в соответствии с п. 4.3 ГОСТ 5089-2011, а также на основании сведений производителей товаров, размещенных в открытом доступе в сети Интернет.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также не представлены доказательства и сведения, указывающие на то, что показатели цементно-песчаного раствора определяются по результатам проведения испытаний.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
4. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам п. "Двери противопожарные однопольные": "Класс дверных блоков по эксплуатационным характеристикам 2", "Приведенное сопротивление теплопередаче менее 0,6 м2·°C/Вт не допускается", "Звукоизоляция (снижение воздушного шума)
26 дБ"; п. "Двери противопожарные двупольные": "Класс дверных блоков по эксплуатационным характеристикам
2", "Приведенное сопротивление теплопередаче более 0,5 м2
°C/Вт", "Звукоизоляция (снижение воздушного шума)
26 дБ", что не соответствует положениям таблицы 1 ГОСТ 31173-2016 "Блоки дверные стальные. Технические условия", согласно которой для класса дверных блоков 2 приведенное сопротивление теплопередаче составляет не менее 0,6 м2·°C/Вт, звукоизоляция (снижение воздушного шума) составляет 26-31 дБ, для класса дверных блоков 3 приведенное сопротивление теплопередаче составляет не менее 0,4 м2·°C/Вт, звукоизоляция (снижение воздушного шума) составляет 20-25 дБ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуются двери противопожарные однопольные и двупольный с классом дверных блоков по эксплуатационным характеристикам лучше 2 класса, то есть 2 или 1. При этом из документации не следует, что участник закупки вправе указать значение 1 класса, поскольку знак "" относится к числовому значению показателя и согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе символ "
" следует читать как "больше либо равно".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. "Двери противопожарные однопольные" п. "Двери противопожарные двупольные" установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Комплексные системы безопасности" на действия ФГБУ "УЭЗ МИД России" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. "Двери противопожарные однопольные" п. "Двери противопожарные двупольные".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии С.И. Казарин
К.А. Сомов
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2018 г. N 2-57-7081/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018