Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГКУ г. Москвы "МОСРЕСТАВРАЦИЯ": И.И. Рахматуллина, К.С. Кузнецова, Ш.Р. Абясова,
Департамент города Москвы по конкурентной политике: Д.Ф. Гильмановой,
ООО "Топ-Реставрация": Е.Н. Гусева, А.Н. Петрова,
рассмотрев жалобу ООО "Топ-Реставрация" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "МОСРЕСТАВРАЦИЯ" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение производственных работ по сохранению с приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Рутковских, 1888 г." по адресу: г. Москва, Б.Козловский пер., д. 5, стр. 1 (Закупка N0173200001418000523) (далее - конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует неправомерный отказ в допуске к участию в конкурсе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 04.06.2018 NТФ/26372/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч.1, ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч.6 ст.56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно ч.7 ст.56 Закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.56 Закона о контрактной системе результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Исходя из текста протокола предквалификационного отбора от 23.05.2018 NППО1, заявка Заявителя признана не соответствующей дополнительным требованиям, а именно: "Заявка участника не соответствует дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, пунктом 15.12 и пунктом 16.1 раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации, а именно: - в составе заявки участником не подтверждено наличие в объеме, установленном документацией, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту".
Вместе с тем, исходя из приведенной в протоколе предквалификационного отбора от 23.05.2018 NППО1 формулировки, не представляется возможным определить точную причину признания не соответствующей дополнительным требованиям заявки ООО "Топ-Реставрация", поскольку Заказчиком не конкретизировано: наличие на праве собственности или ином законном основании какого именно оборудования и других материальных ресурсов, необходимы для выполнения работ по контракту, не подтверждено в объеме, установленном документацией.
Между тем, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, какие именно положениям закупочной документации не соответствует такая заявка и в какой именно ее части, с тем, чтобы исключить возможность заказчиков в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить в установленном законом порядке.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и данного подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам NN А40-137048/12, А40-5013/14, А40-43124/14, А40-219113/14.
В свою очередь отклонение заявки участника без обоснования конкретных причин такого отклонения изначально нельзя признать правомерным ввиду несоответствия таких действий целям обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч. 2 ст. 10 ГК РФ) и принципу недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ).
Таким образом, конкурсной комиссией в нарушение ч.8 ст.56 Закона о контрактной системе в протоколе предквалификационного отбора от 23.05.2018 NППО1 не указано обоснование принятого решения о признании заявки не соответствующей дополнительным требованиям.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил следующее.
Согласно п.2 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия устанавливаются дополнительные требования, в том числе, к наличию на праве собственности или ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) оборудования, технических средств в объеме установленном документацией о закупке, необходимого для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Соответствие данным требованиям подтверждается переченем находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ; копиями инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копиями договоров аренды (лизинга), копиями договоров безвозмездного пользования, копиями договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копиями иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Заказчиком в составе конкурсной документации опубликован перечень необходимого технологического оборудования для производства работ на объекте, в том числе Заказчиком установлено требование о наличии у участника на праве собственности или ином законном основании трансформаторов понижающих в количестве 9 штук.
В составе заявки участника закупки ООО "Топ-Реставрация" представлены сведения о наличии 9 трансформаторов понижающих, что подтверждается товарными накладными NN УТ-393, ТН940 от 21 июля 2016 года и 12 августа 2014 года соответственно. Однако вышеуказанные документы подтверждают наличие только лишь 3 трансформаторов понижающих, что не соответствует требованиям конкурсной документации.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не возражали против указанных доводов Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что у конкурсной комиссии Заказчика имелись основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации о закупке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Топ-Реставрация" на действия ГКУ г. Москвы "МОСРЕСТАВРАЦИЯ", конкурсной комиссии Заказчика обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение положений ч.8 ст.56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: С.И. Казарин
К.А. Сомов
Исп. Казарин С.И. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2018 г. N 2-57-7080/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018