Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительство и реконструкцию сетей водоснабжения населенных пунктов Кизнерского района(номер извещения 0173100009518000153)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) указавшего в документации об Аукционе срок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе;
3) установившего в проектной документации требование о соответствии работ, которые необходимо выполнить, и материалов, используемых при проведении таких работ, утратившим силу ГОСТ 19903-74, ГОСТ 8240-89, СНиП 2.09.04, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99;
4) не установившего в документации об Аукционе требования к товарам, используемым при выполнении работ;
5) установившего в проекте контракта документации об Аукционе условие о сроке приемки выполненных работ с нарушением требований Закона о контрактной системе;
6) установившего в проекте контракта конкретный размер обеспечения контракта без указания на возможность применения антидемпинговых мер, предусмотренных частями 1, 2 статьей 37 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 245 451 200 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.06.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 06.06.2018;
5) дата проведения Аукциона - 09.06.2018;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка.
1. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок - 21.05.2018 09:17, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.06.2018 09:00.
Таким образом, срок подачи заявок с даты размещения в ЕИС и до даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе составляет менее 15 дней.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика представили пояснения и документы, в соответствии с которыми Заказчиком осуществлено размещение извещения о проведении Аукциона - 18.03.2018 в 18.08, то есть за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона в срок, не противоречащий требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 2.2 части I документации об Аукционе установлен порядок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, в том числе указано, что дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации обАукционе определена в пункте 34 части II документации об Аукционе.
В пункте 34 части II документации об Аукционе указана следующая дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе: "01" июня 2018 г".
При этом Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе указана дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе,не противоречащая требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, подтверждающие обратное.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должнасодержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил в проектной документации требование о соответствии работ, которые необходимо выполнить, и материалов, используемых при проведении таких работ, утратившим силу ГОСТ 19903-74, ГОСТ 8240-89, СНиП 2.09.04, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99.
На заседании Комиссии установлено, что описание объекта закупки установлено в части III документации об Аукционе.
В соответствии с частью III документации об Аукционе необходимо, в том числе: "создать и реконструировать сети водоснабжения населенных пунктов Кизнерского района УР: д.НовыйТрык, д.Ягул, д.Верхний Бемыж, д.Саркуз, ст.Саркуз, д. Синяр-Бодья, д.Асинер, с.Балдейка, д.Тузьмо-Чабья, с.Бемыж, д.Старые Копки, д.Батырево, с.Кизнер, д.Лака-Тыжма, д.Айдуан-Чабья в соответствии с проектной и сметной документацией (Приложение N 1 к части III "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации об электронном аукционе), утвержденной положительными заключениями Управления государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 06 февраля 2018 г. N18-1-0008-18 и от 05 февраля 2018 г. N18-1-1-3-0004-18".
Таким образом, проектная документация утверждена положительными заключениями.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 26 раздела II документации об Аукционе "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
При этом на заседание Комиссии установлено, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, и информацию о которых необходимо указывать в первой части заявки на участие в Аукционе, установлены в приложении N 2 к части III документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт, в том числе, включается обязательное условие порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 24 раздела 6 части 4 "Проект государственного контракта с приложениями"документации об Аукционе установлено, что "исполнитель в письменной форме уведомляет Заказчика о готовности к сдаче Объекта в срок, достаточный для приемки Объекта, но не позднее чем за двадцать дней до даты окончания Работ. Заказчик, получив уведомление Исполнителя, в течении 20 дней осуществляет работу по приемке Объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Комиссия изучив положения пункта 24 раздела 6 части 4 "Проект государственного контракта с приложениями" документации об Аукционе, приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанный срок приемки, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, подтверждающие обратное.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Статьей 37 Закона о контрактной системе предусмотрены положения об антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона.
Частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что:
если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В пункте 40 раздела 8 части 4 "Проект государственного контракта с приложениями" и пункте 38 части 2 документации об Аукционе установлено, что размер обеспечение исполнения контракта составляет 24 545 120руб.
(10 % от начальной (максимальной) цены контракта).
При этом в пункте 1.12 части I документации об Аукционе предусмотрены положения о применении антидемпинговых мер при проведении аукциона, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено обеспечение исполнение контракта, а также положения о применении антидемпинговых мерв случае, еслиучастником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены
Постановлением N 99.
Согласно Постановлению N 99 (в ред. от 04.08.2017) для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка". Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются "копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки являются работы по строительству и реконструкции, включенные в код 41.2 ОКПД2 (код по ОКПД2 - 41.21.12.110), при этом начальная максимальная цена контракта превышает 10 млн руб. (245 451 200 руб.).
В пункте 22.1 части II "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе установлено дополнительное требование к участникам закупки: "В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального законаN 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ строительных, относящихся к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящая закупка".
В пункте 24 части II документации об Аукционе установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям: "- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем аукционе".
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено Заказчиком 21.05.2018.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик должен установить требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с Постановлением N 99 (в ред. от 04.08.2017).
Вместе с тем, Заказчиком установлены указанные требования в соответствии с Постановлением N 99 (в ред. от 20.10.2016).
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления N 99, что нарушает часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениечасти 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2018 г. N КГОЗ-246/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018