На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Автокаскад" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства финансов Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации телекоммуникационной инфраструктуры Минфина России (номер извещения - 0173100000118000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, которые определяются по результатам испытаний соответствующих товаров.
2. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе не установлены минимальные и максимальные значения показателей товаров.
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения и запреты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -97 572 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 09.06.2018;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавал 1 участника закупки;
8) На основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку только одна вторая часть заявки участника закупки соответствует требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, которые определяются по результатам испытаний соответствующих товаров.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с техническим заданием, к товарам "Коммутаторы" установлены, в том числе, требования в отношении общей коммутационной способности и пропускной способности, так, например: "Коммутатор агрегации тип 3" - "Общая коммутационная способность коммутатора не менее 1440 Гбит/сек; Пропускная способность - не менее 1080 миллионов пакетов в секунду".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены в связи с потребностью Заказчика, определяются стандартами и нормативами, действующими на территории Российской Федерации, находятся в открытом доступе, а также указываются производителями соответствующих товаров, в связи с чем, для определения вышеуказанных показателей участникам закупки не требуется проводить соответствующих испытаний товаров.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также, что на участие в Аукционе подано 2 заявки, которые признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об не установлены минимальные и максимальные значения показателей товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям (в числе которых максимальные и (или) минимальные значения показателей) установлены в техническом задании документации об Аукционе.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что положения инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе и технического задания документации об Аукционе позволяют участникам закупки определить порядок предоставления сведений в отношении максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также, что на участие в Аукционе подано 2 заявки, которые признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что довод Заявителя не находит своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участие в Аукционе.
Согласно жалобе Заявителя, требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе, установленное Заказчиком в пункте 2.1 документации об Аукционе, а именно: "Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального Поставщикного органа, лица, исполняющего функции единоличного Поставщикного органа участника аукциона", вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что содержание вышеуказанного требования не противоречит Закону о контрактной системе, а также, что сведения, подтверждающие соответствие вышеуказанному требованию, представлены в составе заявок, поданных на участие в Аукционе надлежащим образом.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения и запреты, предусмотренные Постановлением N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, Постановлением 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также требования к содержанию такого обоснования. Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с требованиями технического задания документации об Аукционе, в рамках исполнения контракта, осуществляется, в том числе, поставка программного обеспечения для его последующей установки на оборудование Заказчика, так, в том числе, "Медиа-пак на Касперский 10, Kaspersky", "лицензия на право установки и использования операционной системы специального назначения "Astra Linux Special Edition", релиз "Смоленск".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что извещение и документация об Аукционе не содержат ограничения и запреты, предусмотренные Постановлением N 1236, при этом обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236 Заказчиком в ЕИС не размещено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат осуществления закупки, поскольку в заявках участников, признанных Аукционной комиссией соответствующими документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, не содержатся предложения о поставке программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968) установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
В соответствии с документацией об Аукционе, в рамках исполнения контракта, поставке подлежат, в том числе, такие товары, как коммутаторы, IP-телефон, которые, в свою очередь, включены в Перечень.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, ограничения и запреты, предусмотренные Постановлением N 968, в извещении и документации об Аукционе Заказчиком не установлены, при этом из пояснений представителя Заказчика, Комиссии не представляется возможным установить правомерность отсутствия в документации об Аукционе соответствующих запретов и ограничений.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в извещении и документации об Аукционе запреты и ограничения, предусмотренные Постановлением N 968, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло не результат осуществления закупки, поскольку на участие в закупке подано 2 заявки, содержащие, в том числе, предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, в связи с чем механизм ограничения допуска, предусмотренный Постановлением N 968, не подлежит применению.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика
(подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы
дела от 13.06.2018 N 18/44/99/296 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 июня 2018 г. N 18/44/99/296
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018