На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Фрегат" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях конкурсной комиссии Федерального агентства научных организаций (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством научных организаций (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по выполнению текущего ремонта фасадов объекта культурного наследия федерального значения "Опекунский совет", 1814-1825 гг." - Главный корпус с интерьерами и двумя боковыми корпусами, начало XIX в." (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0195100000618000003) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией неправомерно присвоен низкий балл заявке Заявителя по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки".
2. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом произведена оценка показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки", поскольку учтены сведения о 85 специалистах вместо 102 специалистов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено в ЕИС - 27.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 74 999 981,81 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 9 заявок от участников закупки;
6) в результате проведения предквалификационного отбора 4 заявки участников закупки признаны соответствующими;
7) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
8) победителем Конкурса признано ООО "Стройсервис" с предложением о цене контракта 72 749 982,36 рубля.
1. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоен низкий балл заявке Заявителя по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пункт 24 Правил содержит сведения о порядке оценки заявок (предложений) в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил.
Согласно приложению N 2 к информационной карте Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1. Цена контракта, значимость 60%;
2. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость 40% (далее - Критерий N 1).
В рамках Критерия N 1 установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" со значимостью 100%.
Конкурсная документация содержит следующий порядок оценки по Показателю N 1:
"а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
Пi = КЗ 100
(Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле:
Пi = КЗ 100
(Кi / Кпред);
при этом Пmax = КЗ 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (значение 1)
Кпред - предельно необходимое заказчику значение количество специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения, планируемых к привлечению к выполнению работ (значение 30)".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок, на участие в конкурсе с ограниченным участием от 25.05.2018 N ПРО1 заявке с порядковым номером "7" (Заявитель) по Показателю N 1 присвоено 100 баллов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что Конкурсной комиссией подлежали оценки сведения о 85 специалистах, что превышает предельно необходимое заказчику количество специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения, планируемых к привлечению к выполнению работ, в связи с чем заявке Заявителя присвоен максимально возможный балл (100 баллов) на основании порядка оценки заявок (предложений), установленного в пункте 24 Правил.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерном присвоении заявке с порядковым номером "7" низкого балла по Показателю N 1, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом произведена оценка показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки", поскольку учтены сведения о 85 специалистах вместо 102 специалистов.
Согласно приложению N 2 к информационной карте Конкурсной документации по Показателю N 1 оценивается количество специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения, планируемых участником конкурса к привлечению к выполнению работ, подтвержденное документально. Надлежащим документальным подтверждением обеспеченности участника конкурса специалистами с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения является представление следующих документов (в совокупности): копий дипломов о высшем образовании, копий трудовых книжек, или копий трудовых договоров, или копий договоров гражданско-правового характера.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 18.05.2018 N ПВК1 в составе заявки Заявителя представлены сведения о 102 специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения, планируемых к привлечению к выполнению работ. При этом в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 25.05.2018 N ПРО1 Конкурсной комиссией подлежали оценки сведения о 85 специалистах.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок по итогам рассмотрения жалобы ООО "СтройПроект" по делу 07.06.2018 по делу N 18/44/105/631 в действиях Заказчика, Конкурсной комиссии выявлены нарушения:
- пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе;
- части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном признании заявки участника с порядковым номером "4" не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В связи с чем, Заказчику, Конкурсной комиссии выдано предписание о необходимости пересмотреть заявки на участие в Конкурсе, прошедшие этап предквалификационного отбора, в соответствии с Решением и Законом о контрактной системе в срок до 21.06.2018.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.06.2018 по делу N 18/44/105/631, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 07.06.2018 по делу N 18/44/105/631 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. N 18/44/99/301
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018