На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" рассмотрев обращение ООО "Интех" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции магистрального канала, коллекторов им. Октябрьской революции и сооружений Коровской оросительной системы, Республика Дагестан Дюкер через р. Шкра-Озень (2-нитки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0303100001018000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570
"Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), а именно: отсутствует вид работ "монтаж технологического оборудования", предусмотренный рабочей документацией и сметными расчетами;
2. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе;
3. В документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении количества товара "проволока горячекатаная в мотках", а также в составе документации об Аукционе размещены файлы "Сметы 19.06.2017" и "Сметы 31.12.2018", в которых установлены противоречивые сведения отношении цены товаров;
4. В ЕИС проектная документация размещена не в полном объеме.
5. В документации об Аукционе установлены сроки выполнения работ, которые не соответствует сведениям из плана-графика.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 227 226 840 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.06.2018;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
7) победителем Аукциона признано ООО "ГАЗИНЖСЕТИ-ТЕХНО";
8) Заказчиком 13.06.2018 заключен государственный контракта
с ООО "ГАЗИНЖСЕТИ-ТЕХНО" по цене - 227 226 840 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570, а именно: отсутствует вид работ "монтаж технологического оборудования", предусмотренный рабочей документацией и сметными расчетами.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В пункте 39 документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает следующие работы: подготовительные работы, земляные работ, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствий.
Из обращения Заявителя следует, что в рабочей документации, размещенной в ЕИС, содержится, в том числе, такой вид работ, как монтаж технологического оборудования.
В рабочей документации, размещенной в ЕИС, содержится, в том числе, такой вид работ, как монтаж технологического оборудования, включенный в перечень работ, установленный Постановлением Правительства N 570.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства N 570, например, монтаж технологического оборудования.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Согласно доводу, изложенному в обращении, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция), которая не позволяет определить порядок предоставления конкретных показателей товаров, в том числе показателей, где указаны минимальные и максимальные характеристики, например, по товару "проволока горячекатаная в мотках" характеристики диаметра.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 9 Информационной карты документации об Аукционе: "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в следующих подпунктах информацию: 1) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о аукционе для выполнения работы или оказание услуги которых используется товар; а) согласие, предусмотренное пунктом 1 настоящего раздела в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 1) настоящего раздела, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; или б) согласие, предусмотренное пунктом 1, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 Инструкции по заполнению первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция): "Исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели - приложен отдельным файлом - (приложение к техническому заданию "Требования к товарам")".
Заказчиком в ЕИС размещен файл: "Приложение к Техническому заданию Требования к товарам Исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели по реконструкции магистрального канала, коллекторов им. Октябрьской революции и сооружений КОРовской оросительной системы. Республика Дагестан. Дюкер через реку Шкра-Озень" (далее - Техническое задание).
Таким образом, в соответствии с положениями документации об Аукционе участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели в соответствии с Техническим заданием.
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару "проволока горячекатаная в мотках":
Наименование товара
ГОСТ, ТУ
Минимальные значения показателей (диапазон -"от")
Максимальные значения показателей (диапазон -"до")
Значения показателей, которые не могут изменяться
"конкретный показатель"
Наименование страны происхождения товара
Единица измерения
Количество
Проволока горячекатаная в мотках ГОСТ 30136-95
диаметр - 6,3 мм диаметр - 6,5 мм
т
0,1126
Согласно Инструкции: "Если в аукционной документации установлено значение показателя вида "x-y", участник закупки при формировании первой части заявки указывает конкретное значение такого показателя не меньшее минимального значения "х" и вместе с тем не превышающее максимальное значение "y". Конкретным показателем может являться диапазон показателей, либо один из показателей, входящих в рамки установленного заказчиком диапазона. В случае если ГОСТом или иными нормативными документами предусмотрены диапазоны показателей допускается указание в первой части заявки диапазона вместо конкретных показателей".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Инструкция позволяет определить порядок предоставления сведений в отношении вышеуказанного товара.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в обращении, в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении количества товара "проволока горячекатаная в мотках", а также в составе документации об Аукционе размещены файлы "Сметы 19.06.2017" и "Сметы 31.12.2018", в которых установлены противоречивые сведения отношении цены товаров.
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару "проволока горячекатаная в мотках":
Наименование товара
ГОСТ, ТУ
Минимальные значения показателей (диапазон -"от")
Максимальные значения показателей (диапазон -"до")
Значения показателей, которые не могут изменяться
"конкретный показатель"
Наименование страны происхождения товара
Единица измерения
Количество
Проволока горячекатаная в мотках
диаметр - 6,3 мм диаметр - 6,5 мм
т
0,1126
В пункте 113 Сводной ресурсной ведомости указано:
101-0797 Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм т 0,1686 4455,2 751,15 0,169 I Также по мнению Заявителя, Заказчик ввел участников закупки в заблуждение путем размещения двух архивированных файлов: "Сметы 19.06.2017" и "Сметы 31.12.2018" идентичных по содержанию, но разных по расценкам и участникам закупки при подаче ценовых предложений неясно какой из представленных документаций руководствоваться, что также является необъективным описанием объекта закупки.
В соответствии с положениями документации об Аукционе участнику закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели в соответствии с Техническим заданием.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что из указанных положений документации об Аукционе следует, что участникам закупки при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе следует руководствоваться положениями Технического задания.
Вместе с тем, Заявитель заявку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу, изложенному в обращении, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС проектная документация размещена не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС не размещена проектно-сметная документация.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу, изложенному в обращении, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены сроки выполнения работ, которые не соответствует сведениям из плана-графика.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Пунктом 8а Информационной карты документации об Аукционе установлены сроки выполнения работ: "Начало выполнения работ: с момента заключения Контракта. Окончание работ: 20.12.2019 г".
Согласно пункту 3.1. проекта государственного контракта установлены сроки выполнения работ: "Начало: с момента заключения Контракта. Окончание: 20.12.2019 г".
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В пункте 18 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно требование о наличии Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка. Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Пунктом 31 Информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: "В соответствии с пунктом 2 приложения 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в ред. от 14.11.2016 (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка. Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Согласно подпунктом 2) пункту 30 Информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
"документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 01.06.2018 N 0303100001018000005-1 заявка ООО "ГАЗИНЖСЕТИ-ТЕХН1О" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Изучив заявку участника закупки ООО "ГАЗИНЖСЕТИ-ТЕХНО", представленную Оператором электронной площадки, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявителем в составе второй части заявки на участие в Аукционе в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки не представлена копия исполненного контракта (договора), а также копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не приложены документы, подтверждающие соответствие участника
Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки Заявителя соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/441 по итогам рассмотрения жалобы ООО "Интех" (далее - Решение) в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
- в проекте государственного контракта не установлены положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица;
- в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о соответствии товара "Бетон тяжелый гидротехнический" ГОСТ 26633-2015 в отношении прочности и морозостойкости бетона, указанный ГОСТ не содержит условных обозначений "М400", "F200" в отношении прочности и морозостойкости бетона;
- в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к описанию в составе заявки на участие в Аукционе товаров, используемых при выполнении работ, в частности участнику закупки не представляется возможным представить в составе заявки установленную документацией об Аукционе характеристику товара "Горячекатная арматурная сталь периодического профиля класса: А-II" в соответствии с ГОСТ 34078-2017, а также к товару "Бетон тяжелый" в соответствии с ГОСТ 26633-2015;
- в документации об Аукционе не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства N 570, например, монтаж технологического оборудования, поскольку в рабочей документации, размещенной в ЕИС, содержится, в том числе, такой вид работ, как монтаж технологического оборудования, включенный в перечень работ, установленный Постановлением Правительства N 570.
- в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также в ЕИС отсутствует проектно-сметная документация;
- не внесены изменения в документацию об Аукционе согласно требованиям от 18.04.2018 по делу N 18/44/105/340.
Для устранения указанных нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, Уполномоченному органу по вышеуказанному делу выдано предписание от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/441 (далее - Предписание) о необходимости Заказчику, Уполномоченному органу внесения изменений в документацию об Аукционе в соответствии с Решением и Законом о контрактной системе в срок до 23.05.2018.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком 15.05.2018 внесены изменения в документацию об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом Предписание не исполнено в полном объеме, а именно:
- Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства N 570, например, монтаж технологического оборудования;
- Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС проектно-сметная документация.
На основании изложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.06.2018 N 18/44/99/302 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. N 18/44/99/302
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018