Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия Заказчика - Администрации Ершовского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300055218000170 "выполнение работ по строительству стадиона",
УСТАНОВИЛА:
05.06.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙЦЕНТР" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - Администрации Ершовского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0160300055218000170 "выполнение работ по строительству стадиона"(далее - Аукцион).
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
19.05.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок(далее - ЕИС) и на сайте электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является АдминистрацияЕршовского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 43 252 247,20 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что в п. 15 документации об Аукционе Заказчиком установлена обязанность наличия в банковской гарантии условий, не соответствующих Постановлению Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В п. 15 документации об Аукционе установлено: "Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении;
- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
- условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Срок действия безотзывной банковской гарантии, выданной банком, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Требования, указанные в п. 15 документации об Аукционе не противоречат Постановлению Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что в составе опубликованной на Официальном сайте документации об Аукционе отсутствует заключение экспертизы достоверности сметной стоимости документации, что не позволяет определить объемы работ, подлежащих выполнению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В п. 3.1. "Основные требования к выполнению работ" документации об Аукционе указано: "Все строительно-монтажные работы должны быть выполнены в соответствии с Проектной документацией (Приложение N 3 к аукционной документации).В связи с тем, что по техническим причинам ЕИС не предоставляет возможности размещать документы объемом более 50 Мбайт,основная часть проектной документации размещена на сайте приложением N3.С полной версии проектной документации можно ознакомиться по адресу: Саратовская обл., г. Ершов, ул. Интернациональная, д.7, каб.10.,каб.29".
Также в п. 1.1 проекта Контракта документации об Аукционе "Предметом контракта является: выполнение работ по строительству стадиона(далее - Работы).Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом".
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документация и техническое задание - размещены в единой информационной системе в сфере закупок и доступны для ознакомления участникам Аукциона и в совокупности с другими разделами документации позволяют участнику закупки заполнить заявку.
При этомпредставители Заказчика на рассмотрении жалобы представили копию положительного заключения государственной экспертизы N 1270-Э-16/РГЭ-0554-С/02.
На заседание Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств невозможности формирования и подачи заявок.
При таких обстоятельствах довод жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР" признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный перечень товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что в приложении N 2 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены объемы, виды работ, требования к используемым материалам. Данное приложение состоит из 22 файлов формата Excel.
Так, в приложении N 2 "Техническое задание" документации об Аукционе установлено: "Устройство основания под фундаменты щебеночного, 1 м3 основания; 12.3; Щебень из природного камня для строительных работ марка: 600, фракция 20-40 мм-15,99м3.
Устройство горизонтальной изоляции из цементного раствора толщиной 30 мм, 100 м2 стяжки; 0.61; Раствор готовый кладочный цементный марки: 100-1,866м3.
Монтаж металлических пожарных шкафов, 1 т конструкций; 0.06; Шкаф пожарный ШПК-320 навесной с окном, 3шт.; Огнетушитель порошковый ОВП-10-019 - 6шт".
Так как в приложении N 2 "Техническое задание" документации об Аукционе установлен конкретный перечень товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров, довод жалобы является необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку выданной участнику закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п. 9 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционев электронной форме" документации об Аукционе установлено: "копия действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектовкапитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). Выписки должна быть выдана не ранее, чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ)".
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна до даты окончания срока подачи заявок, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия Заказчика - Администрации Ершовского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300055218000170 "выполнение работ по строительству стадиона"обоснованной в части установления требования к сроку выданной участнику закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
2. Признать в действиях Заказчиканарушение ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Предписание не выдавать в связи ранее выданном по жалобе ООО "Перспектива".
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 9 июня 2018 г. N 192-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018