Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<__________..>,
в присутствии: представителя МКУ "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" Администрации МО "Заиграевский район" (далее - Заказчик, Комитет) - <_>(доверенность от 16.03.2018),
в отсутствиепредставителей ООО "Автобан-99" (далее - Заявитель), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобуООО "Автобан-99" (вх.N3373 от 29.05.2018)на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту электрических сетей, номер закупки 0302300050018000003(далее - Аукцион)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
Заявитель в жалобе указывает, что в документации об Аукционе Заказчиком допущены нарушения требованийЗакона о контрактной системе, что препятствует подготовке заявки на участие в Аукционе, а именно:
1. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе Заказчикомнадлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, позволяющая однозначно определить порядок указания конкретных показателей товара.
Данный вывод Заявитель делает на основании следующего.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме (приложение N5 к документации) (далее - Инструкция) Заказчиком не приведены разъяснения о порядке заполнения заявки при указании конкретных показателей товара с символом "/" для пунктов 15 и 31 требований к материалам (приложение N2 к контракту) (далее - Требования к материалам).
В отсутствии в Инструкции порядка заполнения заявки с символом "/" Заявитель считает, что участнику закупки не представляется возможным однозначно определить относится ли значение показателя с символом "/" неизменяемым показателям, либо участнику закупки необходимо выбрать один из показателей, разделенных данным символом, либо данный символ относится к наименованию показателя и также не подлежит изменению участником при заполнении заявки.
В Инструкции Заказчиком не установлен порядок заполнения заявки в части определения необходимости указания участником конкретных показателей товара, включающих (или не включающих) крайние значения показателя товара с использованием слов "от...до", символа "-", что также не позволяет участнику закупки однозначно установить потребности Заказчика в использовании товаров по пункту 5 Требований к материалам.
2. В Требованиях к материалам Заказчик указывает, что товар должен соответствовать требованиям действующего ГОСТа (поз. 2-4, 12, 13, 19, 22-25, 27).
В документации об аукционе отсутствует требование или указание о соответствии предлагаемых товаров (материалам) каким-либо конкретным ГОСТам. Также в документации об аукционе отсутствует перечень нормативной документации, государственных стандартов, технических регламентов либо иных нормативов или методик, которыми должны руководствоваться участники закупки при заполнении заявки.
В инструкции по заполнению заявки документации об аукционе Заказчиком установлено общее требование: в случае если в установленном показателе присутствует фраза "В соответствии с ГОСТ...", то значения, указываемые участником, должны соответствовать указанному в ГОСТ значению, т.е. в случае диапазонного значения, минимального, максимального - не выходить за указанные в ГОСТ значения; значения показателей должны соответствовать указанным в ГОСТ классам (при наличии классификации), при указании значений таких показателей участнику необходимо применять правила, установленные настоящей инструкцией. В случае если фраза "В соответствии с ГОСТ..." указана непосредственно в показателе- данное правило применяется только к значениям такого показателя. В случае если фраза "В соответствии с ГОСТ..." указана в наименовании товара (материала) - данное правило применяется ко всем значениям такого товара (материала)", при этом в документации отсутствуют требования о соответствии предлагаемых в заявках участниками закупки товаров (материалов) каким-либо конкретно поименованным ГОСТам.
Таким образом, действия заказчика, установившего в документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа, а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Заказчик использовал нестандартные показатели, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных показателей товара.
В пунктах 23, 24 и 25 Требований к материалам Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) трубы профильной, уголка и арматуры, которые противоречат требованиям государственных стандартов ГОСТ 8639-82, ГОСТ 8509-93 и ГОСТ 5781-82 соответственно, а также вводят потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяют указать в первой части заявки показатели и их значения, противоречащие положениям вышеуказанных стандартов
4. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В пункте 13 Требований к материалам Заказчиком установлено требование к времени высыхания пленки лака битумного до степени 3 при 202°С и при 100-110°С, в пункте 27 - к блеску пленки эмали, времени высыхания до степени 3 при 20°С, стойкости пленки к статическому воздействию воды и трансформаторного масла при 20°С, в пункте 30 - к времени высыхания грунтовкидо степени 3 при +20°С.
При этом, исходя из Инструкции, участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей.
Таким образом, вышеуказанные фактические значения характеристик товаров становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, следовательно, для указания конкретных показателей участнику закупки при заполнении первой части заявки необходимо сначала приобрести всю партию товара заранее, чтобы предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и представил пояснения согласно письменному отзыву от 05.06.2018.
1.В пунктах 15 и 31 Требований к материалам показатели "....напряжением 6/10 кВ" и "...схема соединения низкого напряжения 0,4кВ Y/YH-0.." являются показателями с неизменными значениями и общепризнанными в терминологии по данным товарам.
В пункте 5 Требований к материалам предусматривается диапазонное значения показателей зажима поддерживающего, а в Инструкции описывается, что при таких диапазонных значениях показателей - значениеостается диапазонным.
2.В пунктах 2-4,12,13,19,22-25,27 Требований к материалам товары должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов. При описании требований применены условные обозначения и терминология, которые предусмотрены ГОСТами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, национальной системы стандартизации.
3.В пунктах 23,24, 25 Требований к материалам установлены требования в соответствии с действующими ГОСТ 8639-82, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 5781-82 соответственно.
4.В пунктах 13,27, 30 Требований к материалам Заказчиком установлено требование ко времени высыхания, так как этот показатель очень важен для производства работ, учитывается в графике производства работ и не является конкретным показателем. Значения данного показателя обязательно указывается на товаре.
В Требованиях к материалам установлены основные требования к материалам, соответствующие требованиям законодательства.
На основании вышеизложенного считает, что действия Заказчика осуществлялись в соответствии с требованиями законодательства, и просит признать жалобу необоснованной, а в удовлетворении требований Заявителю полностью отказать.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
24 апреля 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0302300050018000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 000 000,82 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Первый и второй доводы Заявителя об отсутствии в документации об Аукционе установленной надлежащим образом инструкции по заполнению заявок и невозможности однозначно определить порядок указания конкретных показателей товараявляются несостоятельными на основании нижеследующего.
В приложении N 5 к документации об Аукционе Заказчиком представлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме.
В Инструкции действительно отсутствуют положение о прочтении символом "/" для пунктов 15 и 31 Требований к материалам.
Вместе с тем, применение данного символа для обозначения комплектных трансформаторных подстанций и схем соединения обмоток трансформаторов силовых предусмотрено положениями ГОСТ 14695-80 (СТ СЭВ 1127-78) "Подстанции трансформаторные комплектные мощностью от 25 до 2500 кВ·А на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия", ГОСТ Р 52719-2007 "Трансформаторы силовые. Общие технические условия" и является общепринятым.
В пункте 5 Требований к материалам установлено: "Зажим поддерживающий должен быть с сечением жилы провода - 16-95 мм2, диаметром - 8-16 мм_".
При этом Инструкция содержит следующие положения: "использование заказчиком характеристик "от_.до", "1_5" (значения приведены для примера), "1-5" (значения приведены для примера)- означает диапазонное (не конкретное) значение, при этом диапазонным (не конкретным) значение может оставаться только в том случае, если оно является диапазонным в соответствии с технической документацией производителя товара", "если показатель сопровождается терминами "не менее", "от", "как минимум", "минимальный" (если это не название показателя), "больше либо равно", "" - значения могут быть равными или больше по сравнению со значениями, указанными заказчиком в документации", "если показатель сопровождается терминами "не более", "до", "не должен быть более", "не допускается более", "максимальный" (если это не название показателя), "меньше либо равно", "
" - значения могут быть равными или меньше по сравнению со значениями, указанными заказчиком в документации".
В пунктах 2-4, 12, 13, 19, 22-25, 27Требований к материалам Заказчик указывает, что товар должен соответствовать требованиям действующего ГОСТа. При этом в документации об аукционе отсутствует указание конкретного ГОСТа. Также в документации об аукционе отсутствует перечень нормативной документации, государственных стандартов, технических регламентов либо иных нормативов или методик, которыми должны руководствоваться участники закупки при заполнении заявки.
В Инструкции Заказчиком установлено общее требование: в случае если в установленном показателе присутствует фраза "В соответствии с ГОСТ...", то значения, указываемые участником, должны соответствовать указанному в ГОСТ значению, т.е. в случае диапазонного значения, минимального, максимального - невыходитьза указанные в ГОСТ значения; значения показателей должны соответствовать указанным в ГОСТ классам (при наличии классификации), при указании значений таких показателей участнику необходимо применять правила, установленные настоящей инструкцией. В случае если фраза "В соответствии с ГОСТ..." указана непосредственно в показателе- данное правило применяется только к значениям такого показателя. В случае если фраза "В соответствии с ГОСТ..." указана в наименовании товара (материала) - данноеправило применяется ко всем значениям такого товара (материала)", при этом в документации отсутствуют требования о соответствии предлагаемых в заявках участниками закупки товаров (материалов) каким-либо конкретно поименованным ГОСТам.
Как пояснилЗаказчик на заседании Комиссии Бурятского УФАС России требование о соответствии показателей "Товар должен соответствовать требованиям действующего ГОСТа","В соответствии с действующим ГОСТ"носит декларативный характер, следовательно, участникам закупки требуется указать данную формулировку без изменений, что не может вводить участников закупки в заблуждение и вызывать затруднения при заполнении заявки на участие.Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств иного не представил.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системезаказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик должениспользовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В случае установления заказчиком в документации об аукционе требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным техническими регламентами, стандартами и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В пункте 25 Требований к материалам установлено: "Арматурная сталь класса А-300 длиной стержня 6 м, номинальный диаметр стержня от 10 до 16 мм, площадь поперечного сечения стержня не выше 2,010 см2, масса 1 м профиля - более 0,395 кг. В соответствии с действующим ГОСТ".
Согласно таблице 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" для арматурной сталис номинальным диаметром стержня от 10 до 16 мм, площадь поперечного сечения стержня должна составлять не менее 0,785 и не более 2,010 см2, а теоретическая масса 1 м профиля - от 0,617 до 1,580 кг.
Аналогичная ситуация в пунктах 23 и 24 Требований к материалам.
Таким образом, Заказчик, установив в Требованиях к материаламтребования ктрубе стальной профильной, уголку стальному, арматурной стали, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения показателей, которые противоречат требованиям Стандартов, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При изучении обжалуемых требований установлено, что в Требованиях к материалам установлены требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ, которые содержат излишние требования к товарам, по следующим позициям:
- пункт 13 "лак битумный" - время высыхания пленки до степени 3 при 202°С и при 100-110°С,
- пункт 27 "эмаль" - к блеск пленки, время высыхания до степени 3 при 20°С, стойкость пленки к статическому воздействию воды и трансформаторного масла при 20°С,
- пункт 30 "грунтовка" - время высыхания до степени 3 при +20°С.
Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, довод Заявителя о том, что выявленные нарушения препятствуют ему подготовить заявку на участие в Аукционе, оставлен Комиссией Бурятского УФАС России без внимания поскольку согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок информация в отношении ООО "Автобан-99" (ИНН 7743030093) включена в реестр недобросовестных поставщиков 4 октября 2017 года (реестровые номера РНП.90044-17, РНП.90045-17, РНП.90047-17, РНП.90048-17, что свидетельствует об отсутствии возможности Заявителя являться участником и победителем Аукциона. Таким образом, указанные в жалобе нарушения не могут свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что на участие в Аукционе поданы заявки, в отношении которых по результатам рассмотрения первых частей заявок принято решение о их допуске к участию, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что данные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты Аукциона и в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение не выдавать предписание об устранении вышеуказанных допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Бурятского УФАС России
решила:
1. Признать жалобуООО "Автобан-99"обоснованной в части третьего и четвертого доводов.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты Аукциона предписания не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 5 июня 2018 г. N 04-50/289-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018