Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
кроме того, уведомление от 13.06.2018 N 454 о назначении дела N 346 размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
рассмотрев 15.06.2018 года жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия администрации Тургеневского городского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300016118000001 на капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, р.п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09.06.2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 13.06.2018 N 454 рассмотрение жалобы назначено на 15.06.2018 года в 10 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения дела объявлялся перерыв до 15.06.2018 до 11 часов 20 минут (мск).
По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 11.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109300016118000001 на капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, р.п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
По решениям Заказчика от 12.04.2018, от 25.04.2018 и 28.05.2018 внесены изменения в извещение и документацию о проведении Аукциона и аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта: 96 984 730,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.06.2018 07:00 (мск).
Дата проведения Аукциона: 18.06.2018 г.
1. Заявитель в качестве довода жалобы указывает на отсутствие в аукционной документации порядка, а также дат начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что пунктом 25 Информационной карты документации об Аукционе, Заказчиком определен порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе, а именно: разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с 11.04.2018 г. по 09.06.2018 г.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются с 11.04.2018 г. по 11.06.2018 г.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе разъяснений положений документации об аукционе оператор электронной площадки размещает указанную информацию на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также направляет уведомление об указанных разъяснениях всем участникам аукциона, подавшим заявки на участие в нем, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о проведении аукциона, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.
Запросы о разъяснении положений документации должны быть составлены на русском языке.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу о соблюдении Заказчиком требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан необоснованным.
2. Заявитель в качестве довода жалобы указывает на отсутствие в аукционной документации гражданско - правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Пунктом 8 правил установлено, что в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Пунктом 5.19.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 16 (шестнадцать) процентов от цены контракта, что составляет ____________ руб. ___ копеек.
Вместе с тем, изучив положения проекта контракта, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в проекте контракта не установлено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, что нарушает часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод Заявителя Комиссией Мордовского УФАС России признан обоснованным.
3. Заявитель, указывает, что заказчиком в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570), в проекте контракта документации об электронном аукционе установлены требования, согласно которым подрядчик обязан выполнить определенные виды работ по реконструкции объекта самостоятельно без привлечения других лиц.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением N 570.
Пунктом 1 Постановления N 570 утверждены прилагаемые виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
При этом пунктом 2 Постановления N 570 предусмотрено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Таким образом, Постановление N 570 и часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе регулирует особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого являются работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Комиссией установлено, что согласно извещению и документации об Аукционе, объектом закупки является капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, р.п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
Следовательно, действие данного Постановления N 570 на предмет рассматриваемого Аукциона, не распространяется.
Согласно пункта 37 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, виды работ в соответствии с Постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570. Возможные виды работ содержатся в Проектно-сметной документации приложенной к настоящей документации в виде отдельных электронных документов. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, определяются по предложению подрядчика, включаются в муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены муниципального контракта.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика сообщили, что вышеуказанное требование к участникам закупки, в рассматриваемом случае, в документацию об Аукционе не включены, так как не применимо с силу закона, а пункт 37 Информационной карты документации об Аукционе является универсальным пунктом документации об Аукционе.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что в составе аукционной документации, в том числе, приложении к контракту, возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, отсутствуют.
В связи с чем, в рассматриваемом случае, сделать вывод о выполнении Заказчиком всех требований, предусмотренных Постановлением N 570 и наличии в аукционной документации требования к участникам Аукциона, предусмотренного Постановлением N 570, не представляется возможным.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Заявитель в качестве довода жалобы указывает на неправомерное включение пункта 7.1 в проект контракта, так как Закон о контрактной системе не предусматривает данное основание для изменения контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Согласно пункту 7.1. проекта контракта, стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если оно явилось следствием природных явлений, военных действий, несвоевременного финансирование из бюджета и прочих обстоятельств непреодолимой силы и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Контракта. Срок выполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанное в п. 7.1 проекта условие освобождение от ответственности в следствии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств в части природных явлений, военных действий не противоречит требованиям действующего законодательства.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В рамках проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 28 Технического задания документации об Аукционе, Заказчику требуется к поставке кабель силовой с аллюминиевыми жилами с поливинилхлоридной изоляцией с броней из стальной ленты АВБбШв, напряжением 0,66 Кв, число жил - 4 и сечением 16 мм2; кабель силовой с медными жилами не распространяющий горение с поливинилхлоридной изоляцией ВВГнг, напряжением 0,66 Кв, число жил - 3 и сечением 1,5 мм2; кабель силовой с медными жилами не распространяющий горение с поливинилхлоридной изоляцией ВВГнг, напряжением 0,66 Кв, число жил - 3 и сечением 2,5 мм2; кабель силовой с медными жилами не распространяющий горение с поливинилхлоридной изоляцией ВВГнг, напряжением 0,66 Кв, число жил - 5 и сечением 4 мм2.
Описывая технические характеристики вышеуказанных кабелей, Заказчик установил допустимые токовые нагрузки кабелей: 25, 34, 42*(1), 73*(2), где:
Значение определено расчетным путем с учетом примечания ** к таблице 19 ГОСТ 31996-2012;
2Значение определено расчетным путем с учетом примечания ** к таблице 19 ГОСТ 31996-2012.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3Кв" (далее - ГОСТ) допустимые токовые нагрузки кабелей 42 и 73 отсутствуют в таблице 19 ГОСТа, но имеются в таблицах 20 и 22 ГОСТа.
Вместе с тем, установлено, что 09.06.2018 года в ЕИС Заказчиком размещен ответ на запрос на положение аукционной документации, согласно которого, в соответствии с частью 14 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Кабель в поливинилхлоридной оболочке и кабель в оболочке из сшитого полиэтилена являются однородными товарами, коммерчески взаимозаменяемыми и, таким образом, эквивалентны друг другу с точки зрения того, что применение при выполнении работ одного товара вместо другого не приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик или к снижению качества выполнения работ и возможности безопасной эксплуатации объекта закупки.
Допустимая токовая нагрузка на кабель 4х16 с алюминиевой жилой составляет согласно ГОСТ 31996-2012 87 А, для кабелей с медными жилами 3х1,5 - 31 А, 3х2.5 - 40 А, 5х4 - 48,36 А (с учетом прокладки кабелей в земле, как это предусмотрено проектной документацией). Данные значения по всем кабелям превышают значения, указанные в документации об аукционе (соответственно 73, 25, 34 и 42 А), таким образом ситуация, связанная с установлением в документации об аукционе избыточных требований к товарам, отсутствует.
Отвечая на указанный запрос, Заказчик также сообщает, что с учетом изложенного выше и изложенного в запросе на разъяснение при рассмотрении заявок по показателю "Допустимая токовая нагрузка кабелей" заявка участника закупки не будет отклонена ни при указании в первой части заявки значений, указанных в документации об аукционе, ни значений, указанных в настоящем разъяснении. С учетом вышесказанного указание в первой части заявки значений, установленных документацией об аукционе не может быть основанием для отказа в приемке работ в дальнейшем, так как кабели с поливинилхлоридной изоляцией и с изоляцией из сшитого полиэтилена являются однородными и эквивалентны друг другу.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика при указании допустимой токовой нагрузки кабелей в соответствии с таблицей 19 ГОСТа, тогда как данное требование предусмотрено таблицами 20 и 22 ГОСТа противоречат требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7.1 проекта контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если оно явилось следствием природных явлений, военных действий, несвоевременного финансирование из бюджета и прочих обстоятельств непреодолимой силы и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Контракта. Срок выполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Учитывая изложенное, указание Заказчиком в пункте 7.1 проекта контракта такое условия освобождения от ответственности как несвоевременное финансирование, противоречит ч. 3 ст. 401 ГК РФ, нарушает ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия администрации Тургеневского городского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300016118000001 на капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, р.п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия частично обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением ч. 6 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 345.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать, в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 345.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
-------------------------------------------
*(1)
*(2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 15 июня 2018 г. N 396
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018