Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 15.06.2018 года жалобу ООО "СК-Волга" (далее - Заявитель) на действия администрации Тургеневского городского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0109300016118000001 на капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, р.п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09.06.2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 13.06.2018 N 455 рассмотрение жалобы назначено на 15.06.2018 года в 11 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения дела объявлялся перерыв до 15.06.2018 до 12 часов 15 минут (мск).
По мнению Заявителя, Заказчиком при составлении Технического задания аукционной документации допущены нарушения требований действующего законодательства.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 11.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109300016118000001 на капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, р.п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
По решениям Заказчика от 12.04.2018, от 25.04.2018 и 28.05.2018 внесены изменения в извещение и документацию о проведении Аукциона и аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта: 96 984 730,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.06.2018 07:00 (мск).
Дата проведения Аукциона: 18.06.2018 г.
1. Заявитель в качестве довода жалобы указывает на избыточные требования, содержащихся в пунктах 2,3,12,19 Технического задания документации об Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 Технического задания документации об Аукционе, Заказчику требуется к поставке доски обрезные хвойных пород 2, 3 и 4 сорта, со следующими параметрами влажности: [Сухие], [сырые антисетированные], [не нормируется]; [сырые], [сырые антисетированные], [не нормируется] и параметрам шероховатости Rmmax - [ 1250], [
1600] мкм.
Согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (далее - ГОСТ 8486-86), пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
В соответствии с ГОСТ 8486-86 по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяются на пять сортов (отборный, 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й).
Пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сорта изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными.
Влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется.
В соответствии с ГОСТ 8486-86, параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм.
Согласно п. 3 Технического задания документации об Аукционе, Заказчику требуется к поставке бруски обрезные хвойных пород 3 сорта с удержанием защитного средства [Не менее 200]; [не применяется] и с шероховатостью поверхности пиломатериалов Rmmax - [1250].
В соответствии с ГОСТ 10950-2013 "Пиломатериалы хвойных пород. Антисептическая обработка способом нанесения на поверхность" (далее - ГОСТ 10950-2013), качество антисептирования характеризуется удержанием защитного средства. Для нестроганой поверхности лесоматериалов оно должно быть не менее 200 г/м, а для строганой - 120 г/м.
В соответствии с ГОСТ 8486-86, параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов.
Согласно п. 12 Технического задания документации об Аукционе, Заказчику требуется к поставке сталь полосовая с точностью прокатки [БШ1, БТ1]; [БШ1, БТ2]; [БШ2, БШ1]; [БШ2, БТ2].
Согласно ГОСТ 8486-86, прокат металла подразделяется, в том числе, по точности прокатки по толщине: повышенной - БТ1, БТ2, БТ3; обычной - ВТ1, ВТ2, ВТ3; по ширине: повышенной - БШ1, БШ2, БШ3; обычной - ВШ1, ВШ2, ВШ3.
Согласно п. 19 Технического задания документации об Аукционе, Заказчику требуется к поставке раствор готовый кладочный цементный марки 150, раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3 со следующими заполнителями: [пористый песок], [песок для строительных работ]; [золошлаковый песок], [песок для строительных работ]; [песок для строительных работ] и наибольшей крупностью зерен заполнителя [1.25], [
2.5].
В соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 28013-97), в качестве заполнителя следует применять: песок для строительных работ по ГОСТ 8736; золы-уноса по ГОСТ 25818; золошлаковый песок по ГОСТ 25592; пористые пески по ГОСТ 25820; песок из шлаков тепловых электростанций по ГОСТ 26644; песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов по ГОСТ 5578.
Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть [1.25], [
2.5] мм.
Таким образом, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что описывая пункты 2,3,12,19 Технического задания документации об Аукционе Заказчик исходил из своей потребности и руководствовался требованиями действующих ГОСТов.
В связи с чем, Комиссия Мордовского УФАС России находит действия Заказчика соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан необоснованным.
В рамках проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 28 Технического задания документации об Аукционе, Заказчику требуется к поставке кабель силовой с аллюминиевыми жилами с поливинилхлоридной изоляцией с броней из стальной ленты АВБбШв, напряжением 0,66 Кв, число жил - 4 и сечением 16 мм2; кабель силовой с медными жилами не распространяющий горение с поливинилхлоридной изоляцией ВВГнг, напряжением 0,66 Кв, число жил - 3 и сечением 1,5 мм2; кабель силовой с медными жилами не распространяющий горение с поливинилхлоридной изоляцией ВВГнг, напряжением 0,66 Кв, число жил - 3 и сечением 2,5 мм2; кабель силовой с медными жилами не распространяющий горение с поливинилхлоридной изоляцией ВВГнг, напряжением 0,66 Кв, число жил - 5 и сечением 4 мм2.
Описывая технические характеристики вышеуказанных кабелей, Заказчик установил допустимые токовые нагрузки кабелей: 25, 34, 42*(1), 73*(2), где:
Значение определено расчетным путем с учетом примечания ** к таблице 19 ГОСТ 31996-2012;
2Значение определено расчетным путем с учетом примечания ** к таблице 19 ГОСТ 31996-2012.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3Кв" (далее - ГОСТ) допустимые токовые нагрузки кабелей 42 и 73 отсутствуют в таблице 19 ГОСТа, но имеются в таблицах 20 и 22 ГОСТа.
Вместе с тем, установлено, что 09.06.2018 года в ЕИС Заказчиком размещен ответ на запрос на положение аукционной документации, согласно которого, в соответствии с частью 14 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Кабель в поливинилхлоридной оболочке и кабель в оболочке из сшитого полиэтилена являются однородными товарами, коммерчески взаимозаменяемыми и, таким образом, эквивалентны друг другу с точки зрения того, что применение при выполнении работ одного товара вместо другого не приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик или к снижению качества выполнения работ и возможности безопасной эксплуатации объекта закупки.
Допустимая токовая нагрузка на кабель 4х16 с алюминиевой жилой составляет согласно ГОСТ 31996-2012 87 А, для кабелей с медными жилами 3х1,5 - 31 А, 3х2.5 - 40 А, 5х4 - 48,36 А (с учетом прокладки кабелей в земле, как это предусмотрено проектной документацией). Данные значения по всем кабелям превышают значения, указанные в документации об аукционе (соответственно 73, 25, 34 и 42 А), таким образом ситуация, связанная с установлением в документации об аукционе избыточных требований к товарам, отсутствует.
Отвечая на указанный запрос, Заказчик также сообщает, что с учетом изложенного выше и изложенного в запросе на разъяснение при рассмотрении заявок по показателю "Допустимая токовая нагрузка кабелей" заявка участника закупки не будет отклонена ни при указании в первой части заявки значений, указанных в документации об аукционе, ни значений, указанных в настоящем разъяснении. С учетом вышесказанного указание в первой части заявки значений, установленных документацией об аукционе не может быть основанием для отказа в приемке работ в дальнейшем, так как кабели с поливинилхлоридной изоляцией и с изоляцией из сшитого полиэтилена являются однородными и эквивалентны друг другу.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика при указании допустимой токовой нагрузки кабелей в соответствии с таблицей 19 ГОСТа, тогда как данное требование предусмотрено таблицами 20 и 22 ГОСТа противоречат требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя Комиссией Мордовского УФАС России признается обоснованным.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Пунктом 8 правил установлено, что в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Пунктом 5.19.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 16 (шестнадцать) процентов от цены контракта, что составляет _________ руб. _______ копеек.
Вместе с тем, изучив положения проекта контракта, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в проекте контракта не установлено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, что нарушает часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7.1 проекта контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если оно явилось следствием природных явлений, военных действий, несвоевременного финансирование из бюджета и прочих обстоятельств непреодолимой силы и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Контракта. Срок выполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Учитывая изложенное, указание Заказчиком в пункте 7.1 проекта контракта такое условия освобождения от ответственности как несвоевременное финансирование, противоречит ч. 3 ст. 401 ГК РФ, нарушает ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК-Волга" на действия администрации Тургеневского городского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N 0109300016118000001 на капитальный ремонт гидротехнических сооружений гидроузла на реке Алатырь, р.п. Тургенево Ардатовского муниципального района Республики Мордовия необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением ч. 6 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 345.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать, в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 345.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
-------------------------------------------
*(1)
*(2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 15 июня 2018 г. N 397
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018