Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФармХимКомплект" (далее - ООО "ФармХимКомплект") от 07.06.2018 N 121 (вх. N 1987э. от 07.06.2018) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканский кожно-венерологический диспансер" (далее - ГБУЗ РК "РКВД") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка вазелина", извещение N 0307200028618000024 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <...> - представителя ГБУЗ РК "РКВД" по доверенности от 14.06.2018;
- <...> - представителя ГБУЗ РК "РКВД" по доверенности от 14.06.2018,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "ФармХимКомплект", ГБУЗ РК "РКВД", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ООО "ФармХимКомплект" заявлено ходатайство от 09.06.2018 N 122 (вх. N 2023э. от 09.06.2018) о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя общества.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "ФармХимКоплект", ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "ФармХимКомплект" обжалует действие заказчика в части установления в Техническом задании документации об электронном аукционе такого показателя как фасовка вазелина.
По мнению заявителя, указанный заказчиком показатель - фасовка вазелина "не менее 20 кг. и не более 21 кг." ограничивает круг участников закупки, поскольку в Государственный реестр лекарственных средств внесено две записи фармацевтической субстанции с МНН Вазелин, в фасовке 20 кг. вазелин в продажу выпускает только один производитель.
ООО "ФармХимКомплект" заявлено, что Общество подавало два запроса на разъяснения по указанной фасовке, предлагало внести изменения в документацию об электронном аукционе в виде расширения диапазона фасовки вазелина до 25 кг. На первый запрос общества заказчиком были даны разъяснения по фасовке, а также направлен отказ от внесения изменений в документацию об электронном аукционе, второй запрос общества остался без ответа.
Таким образом, по мнению заявителя, нежелание заказчика вносить изменения в документацию об электронном аукционе, касающиеся фасовки вазелина, указывает на предпочтение конкретного производителя, что нарушает действующее законодательство, тем более, что фасовка не является качественной характеристикой товара.
Просит Коми УФАС России обязать заказчика внести изменения в Техническое задание документации об электронном аукционе.
ГБУЗ РК "РКВД" в отзыве от 14.06.2018 N 01-10/394 (вх. N 2880 от 14.06.2018) на жалобу ООО "ФармХимКомплект" и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ГБУЗ РК "РКВД", пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "РКВД".
Объект закупки - "Поставка вазелина".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 45 220,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307200028618000024, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" - 30.05.2018.
3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе "Поставка вазелина" (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки, включающее в себя наименование товара, характеристики товара, фасовку, упаковку, а также инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара, фасовка, упаковка |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Вазелин |
Вазелин - фармацевтическая субстанция, представляет собой однородную, тянущуюся нитями, мазеобразную массу без запаха от белого до желтого цвета. Применяется как смягчающее и защитное средство, а также в качестве основы для лекарственных мазей. Масса* одной упаковки вазелина не менее 20 кг и не более 21 кг. |
шт. |
7 |
В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать:
- информацию, предусмотренную п/п 1б) ч. 3 п. 12. раздела I настоящей документации, а именно конкретные показатели (наименование товара, характеристики товара, в том числе фасовка, упаковка, ед. изм., количество), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для поставки товара.
Порядок оформления первой части заявок в части указания показателей товара:
по каждому помеченному специальным знаком "*" показателю участники закупки указывают одно конкретное значение. При этом слова"не менее","не более" должны быть исключены.
По всем остальным показателям значения не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Представителем ГБУЗ РК "РКВД" на заседании Комиссии Коми УФАС России пояснено, что запрашиваемый объём фасовки вазелина в наилучшей степени отвечает требованиям заказчика.
Касаемо, дачи разъяснений на второй запрос участника закупки, пояснено, что действительно разъяснения даны не были, поскольку указанный запрос поступил за пределами, установленного для ответа срока.
Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов.
Требуемый заказчику вазелин представлен в Техническом задании как фармацевтическая субстанция.
Согласно государственному реестру лекарственных средств, фармацевтическая субстанция - вазелин, в требуемом заказчику объеме, выпускается двумя производителями: Ликом НПО ООО - Россия, АО "Медхим" - Россия.
Довод заявителя о том, что вазелин в фасовке 20 кг. выпускает в продажу только один производитель, Комиссия Коми УФАС России считает не обоснованным, так как заявителем не представлено доказательств заявленному.
Также Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным довод жалобы о том, что установление оспариваемого показателя - "фасовка" вазелина влечет ограничение количества участников закупки, по следующим основаниям.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассмотрения электронного аукциона является право на заключение договора на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающим требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Согласно протоколу N 0307200028618000024-1 от 09.06.2018 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на участие в закупке подано две заявки.
Оба участника допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат части 2 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
Указание заказчиком характеристик товара, являющегося объектом закупки, в том виде, в котором оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует о его необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
Включение в аукционную документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих целям такой закупки (выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности, результативности осуществления закупок), не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заявителем в жалобе заявлен довод о том, что заявителем не даны разъяснения на второй запрос общества о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пункту 7 части II "Информационная карта" документации об электронном аукционе, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.06.2018 11:00.
Второй запрос от участника закупки о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе поступил 04.06.2018 19:42.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы статьи 65 Закона о контрактной системе, дату и время направления запроса о даче разъяснений положений документации о закупке, второй запрос участника следует считать как направленный позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок.
Следовательно, действие заказчика в виде ненаправления ответа на поступивший запрос Комиссия Коми УФАС России считает правомерным.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФармХимКомплект" на действия заказчика - ГБУЗ РК "РКВД" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 июня 2018 г. N 04-025/4240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018