Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ПроектСервисМонтаж" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14768-ЭП/18 от 07.06.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на закупку средств автоматизации для нужд Заказчика (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002718000079. Начальная (максимальная) цена контракта - 655 200,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части неправомерного признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации о закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия Заказчика вправе установить несоответствие первой части заявки требованиям документации о закупке при рассмотрении вторых частей заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.06.2018 N0172200002718000079-3 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующим основаниям: "Заявка N 4 содержит указание на картридж "совместимый" (п. 6 и 7), не соответствующие требованиям технического задания при том, что в пункте 3.1.3. части II аукционной документации, в пункте 5.2.1. раздела 2 части III аукционной документации и в разделе 5 части III аукционной документации обосновано указание на товарные знаки без слов "или эквивалент".".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Части II документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к содержанию первой части заявки: "1) Для товаров, для которых в техническом задании указан товарный знак (пп. 6, 7):
1. Согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии).
2. Наименование страны происхождения товара.
2) Для товаров, для которых в техническом задании не указан товарный знак (пп. 1-5, 8-10):
1. Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
При указании конкретных показателей товара участник закупки вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (Приложение N 3 к Техническому заданию) и инструкцией ее заполнения, приведенной в разделе 5 технического задания документации об аукционе.".
При этом согласно п. 5.2.1 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Расходные материалы должны обеспечивать предусмотренную производителем функциональность оборудования и не нарушать условия гарантии на оборудование. Спецификация расходных материалов обусловлена предназначением их для использования на имеющемся оборудовании, в том числе, находящемся на гарантийном обслуживании. В соответствии с требованиями технической документации поставка эквивалентов товаров, указанных в пунктах с 19 по 24 Приложения N 2 к Техническому заданию, не допускается.
Все расходные материалы предназначаются для использования на сертифицированной технике Заказчика. Использование в оборудовании не оригинальных расходных материалов и расходных материалов не одобренных производителем, может привести к нарушению требований безопасности и электромагнитной совместимости, установленных в стандартах на данную продукцию и подтвержденных при сертификации (сертификат ГОСТ Р).".
Таким образом, п. 5.2.1 раздела 2 Части III документации о закупке не содержит обоснование установления требований к товарам по п.п. 6, 7 Приложения N 2 к Техническому заданию с использованием товарных знаков без сопровождения их словами "или эквивалент".
При этом, согласно п.п. 6, 7 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам: "Картридж Kyocera TK-1170".
Требования к товарам по п.п. 6, 7 Приложения N 2 к Техническому заданию содержат указание на товарные знаки, при этом не сопровождаются словами или эквивалент.
Первая часть заявки Заявителя по п.п. 6, 7 Приложения N 2 к Техническому заданию содержит предложение о поставке совместимых картриджей.
Таким образом, первая часть заявки Заявителя по п.п. 6, 7 Приложения N 2 к Техническому заданию не соответствует требованиям Части II документации о закупке.
Следовательно, у аукционной комиссии Заказчика имелись правовые основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации о закупке, а жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к товарам по п.п. 6, 7 Приложения N 2 к Техническому заданию содержат указание на товарные знаки, при этом не сопровождаются словами или эквивалент.
Согласно Части II документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к содержанию первой части заявки: "1) Для товаров, для которых в техническом задании указан товарный знак (пп. 6, 7):
1. Согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии).
2. Наименование страны происхождения товара.
2) Для товаров, для которых в техническом задании не указан товарный знак (пп. 1-5, 8-10):
1. Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
При указании конкретных показателей товара участник закупки вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (Приложение N 3 к Техническому заданию) и инструкцией ее заполнения, приведенной в разделе 5 технического задания документации об аукционе.".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5.2.1 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Расходные материалы должны обеспечивать предусмотренную производителем функциональность оборудования и не нарушать условия гарантии на оборудование. Спецификация расходных материалов обусловлена предназначением их для использования на имеющемся оборудовании, в том числе, находящемся на гарантийном обслуживании. В соответствии с требованиями технической документации поставка эквивалентов товаров, указанных в пунктах с 19 по 24 Приложения N 2 к Техническому заданию, не допускается.
Таким образом, согласно Части II документации о закупке и требованиям Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком не допускается поставка эквивалентных товаров, в отношении которых указаны товарные знаки по п.п. 6, 7. При этом п. 5.2.1 раздела 2 Части III документации о закупке содержит указание на то, что поставка эквивалентных товаров не допускается только по п.п. 19-24 Приложения N 2 к Техническому заданию, которые в Приложении N 2 к Техническому заданию отсутствуют.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что п. 5.2.1 раздела 2 Части III документации о закупке противоречит Приложению N 2 к Техническому заданию и требованиям к содержанию первой части заявки, установленным в Части II документации о закупке, что не позволяет надлежащим образом определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию, по п.п. 6, 7 Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Производитель Kyocera.".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика на указание товарного знака без использования слов "или эквивалент" в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. При этом п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не содержит право Заказчика на установление требований к производителю товара в случае, если Заказчиком указаны товарные знаки без сопровождения их словами "или эквивалент".
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к производителю товара.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПроектСервисМонтаж" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2018 г. N 44-3001/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018