Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика- Рудь Н.Н.
от уполномоченного органа- Рудь Н.Н.,
от ООО "Стройдорконтроль"- представители на рассмотрение жалобы не прибыли,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройдорконтроль" на действия заказчика - Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края, уполномоченного органа - МКУ "УЦЗ Шпаковского района" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821600002218000078 " Выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядных работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "г. Михайловск - с. Пелагиада" (от ул. Ишкова в г. Михайловск) Шпаковского района Ставропольского края". Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представитель заказчика пояснил: с целью приведения в соответствие с действующим законодательством аукционной документации, заказчиком 06.06.2018 г. Было принято решение о внесении изменений в аукционную документацию по доводам жалобы.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
1. Согласно пункта 8 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ Банковская гарантия должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В силу ч. 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005).N 1005 банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - Перечень).
Согласно перечню документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - Перечень), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005), бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии направляет гаранту следующие документы: расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии; платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении; документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта; документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа, подписавшего требование по банковской гарантии.
В дополнительных требованиях к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005, указано следующее, в том числе:
а) обязательное закрепление в банковской гарантии:
права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;
права заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом пунктом 12.2 документации об аукционе установлено:
"Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Федерального закона N44-ФЗ;
обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Федерального закона;
отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Банковская гарантия должна содержать указание на контракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта, наименование объекта закупки контракта и ссылки на протокол, который является основанием заключения контракта".
Требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в документации об аукционе в электронной форме N 0821600002218000078 " Выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядных работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "г. Михайловск - с. Пелагиада" (от ул. Ишкова в г. Михайловск) Шпаковского района Ставропольского края" заказчиком- Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края не установлены.
Данные действия заказчика нарушают положения пункта 7 части 5 статьи 45 и пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
2.На основании части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п. 2.10. проекта Контракта (Приложение N2 к документации об аукционе) Заказчиком установлено:
"2.10. Формы КС-2, КС-3 и КС-11 должны быть составлены в соответствии с унифицированной формой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100.".
Согласно Постановления Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" Форма NКС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта" применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом).
Согласно ч.1. ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Предметом электронного аукциона N0821600002218000078 является выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядных работ по текущему ремонту автомобильной дороги. Проектная документация на данный объект ремонта не разрабатывается. Работы выполняются подрядчиком согласно смет.
В связи с чем, с учетом предмета Контракта Акт приемки законченного строительством объекта по форме NКС-11 на текущий ремонт не оформляется.
В пункте 2.8. проекта Контракта Заказчик в качестве документов являющихся основанием для оплаты Исполнителю за выполненные работы помимо прочего указал "Счет-фактура Подрядчика (настоящее условие не применяется в случае, если Подрядчик не является плательщиком НДС)".
Платежные документы Подрядчика за выполненные работы не относятся к оплате услуг Исполнителя при проведении им строительного контроля по Контракту.
Порядок оформления платежных документов при реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен Налоговым кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов. применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" и т.д.
Так, в силу п.З ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиком (т.е. Исполнителем) выставляются соответствующие счета-фактуры.
Таким образом, в проекте Контракта содержатся условия, не соответствующие положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в действиях заказчика - Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821600002218000078 " Выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядных работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "г. Михайловск - с. Пелагиада" (от ул. Ишкова в г. Михайловск) Шпаковского района Ставропольского края" установлены нарушения части 13 статьи 34, пункта 7 части 5 статьи 45 и пункта 8 части 1 статьи 64 Закона N44-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
3. Вместе с тем, Исходя из объяснений представителя заказчика и проведенного мониторинга официального сайта в сети интернет для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru, заказчиком в аукционную документацию N 0821600002218000078 " Выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядных работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "г. Михайловск - с. Пелагиада" (от ул. Ишкова в г. Михайловск) Шпаковского района Ставропольского края" с устранением нарушений требований Закона о закупках по собственной инициативе 06.06.2018 г. были внесены изменения на основании требований ст. 63 Закона о закупках.
Согласно пункта 3.35 Регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, и т.д., в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Поскольку допущенные нарушения заказчиком- Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края устранены заказчиком самостоятельно до рассмотрения жалобы ООО "Стройдорконтроль" по существу, Комиссией Ставропольского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройдорконтроль" на действия заказчика - Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края, уполномоченного органа - МКУ "УЦЗ Шпаковского района" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0821600002218000078 " Выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением подрядных работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "г. Михайловск - с. Пелагиада" (от ул. Ишкова в г. Михайловск) Шпаковского района Ставропольского края" ООО "АВТОБАН-99" на действия заказчика - Администрация города Буденновск- обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края не соответствующими требованиям части 13 статьи 34, пункта 7 части 5 статьи 45 и пункта 8 части 1 статьи 64 Закона N44-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
3. Поскольку допущенные нарушения заказчиком- Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края устранены заказчиком самостоятельно до рассмотрения жалобы ООО "Стройдорконтроль" по существу- предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 июня 2018 г. N РЗ-871-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018