Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
14.06.2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ИП Казаковой И.Н., на положение аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт здания РДК в с. Борское (извещение N 0342300004118000025, начальная (максимальная) цена контракта - 8 403 454,45 руб.),
в присутствии представителей до и после перерыва: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ИП Казаковой И.Н., на положение аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт здания РДК в с. Борское (извещение N 0342300004118000025, начальная (максимальная) цена контракта - 8 403 454,45 руб.).
В своих жалобах заявители указывают, что
1. Инструкция по заполнению первых частей заявок Заказчика содержит множество исключений и противоречий, обладает признаком несоответствия внутренних положений.
2. В ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
3. Заказчиком установлены требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
4. В проекте контракта Заказчиком установлено условие о подписании контракта в бумажном виде, что нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, приостановить определение поставщика, подрядчика, привлечь к административной ответственности лиц, ответственных за нарушение законодательства РФ.
Представители заказчика и уполномоченного органа против доводов заявителей возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения по существу жалоб.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия Самарского УФАС России, изучив инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, выявила сложность в подготовке заявок. Инструкция содержит множество исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений инструкции.
Вместе с тем, заявителем не указаны конкретные положения инструкции, по его мнению, противоречащие друг другу либо невозможные к исполнению.
2. Согласно доводу заявителей в ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Так, например, по позиции "грунтовка" Технического задания Заказчиком установлено такое требование, как:
Эластичность пленки при изгибе |
Не более 1 |
мм |
Вместе с тем в соответствии с Инструкцией по заполнению первых частей заявок, "При описании предлагаемого к использованию товара следует указывать его конкретные характеристики (марки, типы, классы и т.д.). Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами _"не более"_
Значения показателей, сопровождающихся словами "не более", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного, включая крайнее значение".
ГОСТ 6806-73 (СТ СЭВ 2546-80) "Государственный стандарт Союза ССР. Материалы лакокрасочные. Метод определения эластичности пленки при изгибе", введенный в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.03.1973 N 745, устанавливает метод определения эластичности пленки при изгибе.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.
Таким образом, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытаний для определения таких значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
Указанные требования не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к описанию материалов участниками закупки в первых частях заявки.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к детализации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Доводы заявителей обоснованы, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части утверждения ненадлежащей инструкции.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Заказчиком были сформулированы требования, которые полностью отображают потребность Заказчика. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к участникам, являющихся значимыми для Заказчика, а также обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности иметь в собственности или на любом другом основании необходимый транспорт и технику для выполнения работ, соответствующую потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Тем самым, доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к наличию у участника необходимого транспорта и техники для выполнения работ, соответствующую потребностям Заказчика, являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Вместе с тем, заявителем не приведено доводов и доказательств установления заказчиком обязательного условия о подписании контракта в бумажном виде.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Самарского УФАС России принимает во внимание, что на участие в данном электронном аукционе поступило 6 заявок. Кроме того, заявители не приводят в обоснование своих доводов в жалобе доказательств того, что указанные выше требования Заказчика каким-либо образом нарушают их права и законные интересы, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной, жалобу ИП Казаковой И.Н. частично обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 июня 2018 г. N 716-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018