Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети водовода отопления Ц 91 (Ижевская, 13 на пос. Леваневского от ТК 3 до ТК 7), инв. .N 310003665 (изв. N 0556300006418000059),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0556300006418000059 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети водовода отопления Ц 91 (Ижевская, 13 на пос. Леваневского от ТК 3 до ТК 7), инв. .N 310003665.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно п. 2.1 проекта контракта календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Графиком производства работ (Приложение N 3 к настоящему Договору). График производства работ разрабатывается и предоставляется Подрядчиком в течение 3 (трех) календарных дней с момента подписания договора.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно в проект контракта включена обязанность подрядчика предоставить график производства работ, которая может повлечь изменение условий контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что срок выполнения работ определен в п. 2.2 проекта контракта, а именно в течение 40 (сорока) календарных дней с даты заключения договора.
Необходимо отметить, что график производства работ устанавливает промежуточные сроки в рамках общего срока выполнения работ. Таким образом, Комиссия не находит указанные положения проекта контракта противоречащими требованиям Закона о закупках. Как следствие, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках.
2. Заявитель полагает, что п. 5.2.1 проекта контракта неправомерно предусматривает наличие у подрядчика дополнительного технологического оборудования.
Комиссия полагает, что спорная обязанность обусловлена необходимостью осуществления Заказчиком контроля за ходом производства работ и не находит указанное требование не отвечающим положениям Закона о закупках. Кроме того, данное требование относится к исполнению контракта. Обязанность иметь такое оборудование или подтверждать его наличие на момент подачи заявки Заказчиком не установлена. Доказательств, нарушения прав и законных интересов Заявителя не представлено. Следовательно, нарушений в действиях Заказчика Закона о закупках не имеется.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком в п/п 7.5 п. 7 Приложения N 1.1 "Показатели товаров, используемых при выполнении работ" (далее - ТЗ) к документации об аукционе в электронной форме установлен показатель товара "условный диаметр, мм" не в соответствии с ГОСТ 28343-89.
Заказчик нарушение признал, пояснил, что при формировании документации допущена техническая ошибка, что спорный подпункт подразумевает показатель "условный проход".
Как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно в п.п. 12, 13 ТЗ установлены требования к расходным материалам.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды, которая заключается в выполнении работ по капитальному ремонту тепловой сети водовода отопления Ц 91 (Ижевская, 13 на пос. Леваневского от ТК 3 до ТК 7), инв. .N 310003665.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
С учетом изложенного выше, нарушений требований Закона о закупках антимонопольный орган не усматривает. Иного не доказано.
5. Заявитель полагает, что Заказчиком в пунктах 17 ТЗ неправомерно отсутствуют такие характеристики товара, как марка, объемная доля ацетилена и др. (аналогично и в пунктах 18, 19, 20, 21 ТЗ).
Комиссия, в том числе по аналогии с вышеуказанным доводом, признает единственное требование о соответствии товара государственному стандарту достаточным для определения потребности Заказчика в таком товаре. Кроме того, как было указано выше, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из собственной потребности.
Таким образом, нарушения Закона о закупках в действиях Заказчика в данной части отсутствуют.
6. Податель жалобы указывает, что в поз. 24 ТЗ невозможно определить соотношение значений с их показателями. Так, Заказчиком установлены следующие требования к размерам плиты канала: 1495х1160х100.
Представитель Заказчика пояснил, что размеры установлены согласно указанной марке плиты канала: П8-8/2.
На основании изложенного, Комиссия не находит оснований для признания рассматриваемого довода обоснованным. Явку представителя для дачи дополнительных пояснений податель жалобы не обеспечил.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Строй лес" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 06.06.2018 г. в 18:32 (с учетом того, что срок окончания подачи заявок - 07.06.2018 г. в 09:00), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что на участие в закупке поступила 1 заявка, по результатам рассмотрения которой Аукционной комиссией принято решение о признании второй части такой заявки несоответствующей требованиям аукционной документации.
В связи с изложенным, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети водовода отопления Ц 91 (Ижевская, 13 на пос. Леваневского от ТК 3 до ТК 7), инв. .N 310003665 (изв. N 0556300006418000059) обоснованной в части третьего довода.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2018