Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоЛаб" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг N 2 (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на организацию наблюдений за качеством воды в малых реках и атмосферного воздуха на территории города Перми (изв. N 0156300025718000004) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N0156300025718000004, Управлением по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на организацию наблюдений за качеством воды в малых реках и атмосферного воздуха на территории города Перми.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.03.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 443 500,00 руб.;
4) на участие в Конкурсе поступило 2 заявки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.06.2018 г., заявка ООО "АналитЭкспертСервис" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Заявитель полагает, что область аккредитации лаборатории (центра) аттестата аккредитации, представленного в заявке ООО "АналитЭкспертСервис", не соответствует требованиям конкурсной документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требования к услугам, являющимся предметом закупки установлены Заказчиком в главе 5 конкурсной документации "Техническое задание".
В п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.1 ст.51 Закона о закупках, заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно п.2 ч.2 ст.51 Закона о закупках, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В п.10 Раздела 5 аукционной документации указано, что заявка должна содержать аттестат аккредитации лаборатории в соответствии с п. 9 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1.1. Область аккредитации лаборатории (центра) должна содержать разрешение на определение содержания в отобранных пробах атмосферного воздуха веществ: оксид азота, ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол, этилбензол), взвешенные вещества, диоксид серы, фенол, сероводород, аммиак, хлорид водорода, формальдегид, диоксид азота, оксид углерода, предельные углеводороды, фторид водорода с максимальной погрешностью измерений в соответствии с таблицей:
Наименование вещества |
Погрешность измерений |
Перечень допустимых руководящих документов и методик определения |
ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы, этилбензол) |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
взвешенные вещества |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
диоксид серы |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
фенол |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.799-2014 |
сероводород |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.795-2014 |
аммиак |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.791-2014 |
хлорид водорода |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.793-2014 |
формальдегид |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 |
диоксид азота |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.792-2014 |
оксид углерода |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или ПНД Ф 13.1:2:3.27-99 или газоанализатор Элан |
предельные углеводороды |
Не более установленной в руководящем документе |
ПНД Ф 13.1:2:3.23-98 |
фторид водорода |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.797-2014 |
оксид азота |
Не более установленной в руководящем документе |
РД 52.04.186-89 или РД 52.04.792-2014 |
В соответствии со статьей 5 федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений.
1.2. Область аккредитации лаборатории (центра) должна содержать разрешение на определение содержания в отобранных пробах природной воды следующих веществ:
растворенный кислород, азот аммония (или аммоний-ион или ион аммония или аммония-ион), азот нитратов (или нитрат-ион), азот нитритов (или нитрит-ион), хлориды (или хлорид-ион), сульфаты (или сульфат-ион), железо (общ.), медь, цинк, нефтепродукты, химическое потребление кислорода (ХПК), биохимическое потребление (потребность) кислорода (БПК(полн.)), анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ, или СПАВа), сухой остаток, фосфаты (или фосфат-ион), марганец.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя представлен аттестат аккредитации N 0003930.
Так, в пунктах 4, 17 аттестата имеется ссылка на ч.2 п.6.5.2 РД 52.04.186-89, в п.12 аттестата имеется ссылка на п.5.3.5.1 РД 52.04.186-89.
При этом, Заявитель полагает, что РД 52.04.186-89 не содержит п.6.5.2, а п.5.3.5.1 утратил силу согласно приказу Росгидромета от 02.02.2016 N 48, и, как следствие, ООО "АналитЭкспертСервис" не сможет выполнить соответствующие исследования.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно ч.9 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) в целях выполнения работ по подтверждению соответствия требованиям и документам по стандартизации, указанным в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) обращаются в орган по аккредитации за получением аттестата аккредитации на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации, которое подписывается руководителем юридического лица или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуальным предпринимателем.
В ч.2 ст.16 Закон об аккредитации в заявлении об аккредитации указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации, за исключением мест осуществления временных работ;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) заявленная область аккредитации.
Так, формы заявлений, в том числе об аккредитации утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288.
Согласно приложению N 1 к приказу Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288 заявитель самостоятельно определяет и указывает заявляемую область аккредитации.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа также пояснили, что в целях недопущения ограничения участников рынка с аттестатами аккредитации, полученными ранее 2016 г., в перечень допустимых руководящих документов включен РД 52.04.186-89 как базовый документ, содержащий, в том числе ссылки на все последующие изменения в применяемых методиках. Лаборатория имеет право внедрить в свою работу более позднюю методику составив об этом соответствующее уведомление и вложив его в заявку.
На основании указанного выше, изучив представленные документы и информацию, с учетом того, что организация самостоятельно определяет и указывает заявляемую область аккредитации, Комиссия приходит к выводу, что в данной части заявка ООО "АналитЭкспертСервис" соответствует требованиям конкурсной документации.
Таким образом, в действиях Конкурсной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Кроме того, Заявитель полагает, что при оценке конкурсный заявок Конкурсной комиссией неверно произведено начисление баллов по критерию "Квалификация участника конкурса".
Вместе с тем, согласно ч.6 ст.106 Закона о закупках рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
На основании указанного выше, Комиссия признает соответствующий довод Заявителя не подлежащим рассмотрению.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п.25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в приложении 7 к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40%).
Так, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что по критерию "Квалификация участника конкурса" баллы присуждаются следующим образом:
Количество контрактов/договоров |
Кол-во баллов |
0 контрактов |
0 |
1-2 контракта |
10 |
3-4 контракта |
30 |
5-6 контрактов |
60 |
7-8 контрактов |
90 |
8 и более контрактов |
100 |
Исходя из указанного, следует, что при наличии в составе конкурсной заявки 8 контрактов/договоров, допускается присуждение различного количества баллов (90 или 100), что может привести к необъективному рассмотрению и оценке заявок.
Антимонопольный орган отмечает, что нестоимостной критерий в данном случае, "Квалификация участника конкурса", не направлен на выявление в результате конкурса участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели критерия "Квалификация участника конкурса" не позволяют определить участника закупки, который может предложить лучшие условия исполнения контракта. Доказательств обратного не представлено.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоЛаб" на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на организацию наблюдений за качеством воды в малых реках и атмосферного воздуха на территории города Перми (изв. N 0156300025718000004) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Конкурсной комиссии, Заказчику выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018