Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Евромед" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "N ЭА 4589/18 На право оказания услуг по ремонту медицинского оборудования: Сканер ультразвуковой MYLAB20 с принадлежностями, инв. N 71010401040326 для нужд КГБУЗ "Ачинская МРБ"" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000118003401, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 05.06.2018 поступила жалоба ООО "Евромед" на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель уполномоченного органа Железцов Е.В. (доверенность N 13 от 05.01.2018, удостоверение личности). Явку своих представителей на указанное заседание Комиссии податель жалобы, заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации уполномоченным органом, заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании перечня выполняемых работ в соответствии с техническим заданием, которые заключаются в следующем.
Во-первых, заказчиком необоснованно включен вид работ "Диагностика неисправности", поскольку очевидно, что заказчику необходимо заменить датчик.
Во-вторых, заказчиком необоснованно включен вид работ "Восстановление работы аппарата с установкой датчика типа LA523", поскольку датчики являются расходным материалом к УЗИ-оборудованию и самостоятельно заменяются медицинским персоналом.
В-третьих, заказчиком необоснованно включен вид работ "Проверка датчика на совместимость с аппаратом и в случае необходимости произвести обновление программного обеспечения", поскольку требуемый заказчику оригинальный датчик не требует проверки на совместимость с оборудованием. Кроме того обновление программного обеспечения (далее также - ПО) потребует заключение лицензионного договора, при этом неизвестно, какая версия установлена у заказчика в настоящее время (существует вариант того, что заказчик уже использует максимально возможную версию).
В-четвертых, заказчиком необоснованно включен вид работ "Проверка технических характеристик установленного датчика в соответствии с Р 50.2.051-2006 "Ультразвуковое диагностическое оборудование медицинского назначения. Общие требования к методам контроля технических характеристик". Оформление результатов проверки протоколом (Приложение N1)", поскольку оригинальные датчики еще на заводе проходят все необходимые тесты и контроль всех параметров, что подтверждается паспортом на датчик.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик, уполномочены орган не согласились на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Одной из форм размещения государственного заказа на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ является открытый аукцион. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ремонту медицинского оборудования: Сканер ультразвуковой MYLAB20 с принадлежностями, инв. N 71010401040326 для нужд заказчика.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является оказания услуг по ремонту медицинского оборудования: Сканер ультразвуковой MYLAB20 с принадлежностями, инв. N 71010401040326, то есть восстановление работоспособности необходимого заказчику для осуществления своей основной деятельности оборудования.
Из сведений Информационной карты следует, что описание объекта закупки изложено в Приложении N 2 к Информационной карте.
Исследовав Приложение N 2 к Информационной карте (далее - Техническое задание, Описание объекта закупки), Комиссия установила, что в данной части аукционной документации заказчиком, исходя из своей потребности, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В Описании объекта закупки указано о том, что необходимо выполнить ряд работ по ремонту сканера ультразвукового диагностического Mylab 20.
В частности в Техническом заказчиком указано на необходимость выполнения следующих работ:
1. Диагностика неисправности.
2. Восстановление работы аппарата с установкой датчика типа LA523.
3. Проверка датчика на совместимость с аппаратом и в случае необходимости произвести обновление программного обеспечения.
4. Проверка технических характеристик установленного датчика в соответствии с Р 50.2.051-2006 "Ультразвуковое диагностическое оборудование медицинского назначения. Общие требования к методам контроля технических характеристик". Оформление результатов проверки протоколом (Приложение N 1)
5. Тестирование качества изображения с проверкой глубины зондирования, мертвой зоны, разрешающей способности.
Кроме того заказчиком в описании объекта закупки сформулированы требования к используемым запасным частям, а именно, к электронному линейному датчику LA523 для исследований сосудов, малых органов, скелетно-мышечной системы.
Заказчиком Комиссии даны следующие пояснения:
В процессе эксплуатации ультразвукового диагностического медицинского оборудования заказчик с целью соблюдения требований государственных стандартов и законодательства РФ руководствуется в своей работе следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
1) ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", который определяет следующие виды (этапы) ремонта:
2.3.1 обнаружение неисправности (fault detection): Событие, при котором наличие неисправности становится очевидным.
2.3.2 локализация неисправности (fault location): Действия, направленные на поиск неисправной составной части или нескольких составных частей на соответствующем уровне разукрупнения и предотвращение распространения неисправности и ее возможных последствий.
2.3.3 диагностирование неисправности (fault diagnosis): Операции, выполняемые с целью идентификации неисправности и установления причин ее появления.
2.3.4 устранение неисправности (faultcorrection): Операции, выполняемые после диагностирования неисправности с целью восстановления работоспособного состояния объекта.
2.3.5 контроль функционирования (function check): Контроль выполнения объектом всех или части свойственных ему функций.
Примечание - контроль функционирования осуществляется на любой стадии эксплуатации объекта, в том числе после ремонта с целью подтверждения успешности принятых мер по устранению неисправности.
2) Р 2.2.4/2.2.9.2266-07 "Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования".
3) Р 50.2.051-2006 ГСИ "Ультразвуковое диагностическое оборудование медицинского назначения. Общие требования к методам контроля технических характеристик".
4) Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 года N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники"", утвержденных Минздравом России 24.09.2003 года и Министерством промышленности, науки и технологий России 10.10.2003.
5) Федеральный закон N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
6) "Правила техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения. Общие требования" (утв. Минздравом СССР 27.08.1984).
Основываясь на ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", а также на п. 7.3 Р 2.2.4/2.2.9.2266-07 "Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования", требованиях Р 50.2.051-2006 ГСИ "Ультразвуковое диагностическое оборудование медицинского назначения. Общие требования к методам контроля технических характеристик" заказчиком проводится периодический контроль технического состояния ультразвукового медицинского оборудования в процессе его эксплуатации.
В результате проведения очередного контроля технического состояния, осуществляемого специалистами ФБУ "Красноярский ЦСМ", был зафиксирован факт выхода из строя датчика LA523, о чем было выдано свидетельство N 0010103334 о контроле технического состояния от 06.09.2017, в протоколе которого указана информация о непригодности к применению датчика LA523, серийный N 8623, без указания причин выхода из строя датчика.
В связи с тем, что ультразвуковой сканер Mylab 20 - это сложный программно-аппаратный комплекс, диагностирование (идентификация неисправности и установления причин ее появления - ГОСТ 18322-2016 п. 2.3.3) и, как следствие, восстановление работоспособного состояния прибора (ГОСТ 18322- 2016 п. 2.3.4) без использования заведомо исправного датчика невозможно.
Соответственно заказчиком в требованиях технического задания в документации аукциона предусмотрены следующие виды работ: диагностика неисправности - в соответствии с п. 2.3.3 ГОСТ 18322-2016, восстановление работы аппарата с установкой датчика типа LA523 - в соответствии с п. 2.3.4 ГОСТ 18322-2016.
При этом согласно п. 2.1.17 ГОСТ 18322-2016 "запасная часть (spare part): отдельная деталь или сборочная единица, предназначенная для замены изношенных, неисправных или отказавших аналогичных частей объекта с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния", а расходные материалы - это различного рода материалы, которые расходуются или в процессе изготовления каких-либо изделий, или при их эксплуатации.
Согласно требований п. 4.7. "Правил техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения. Общие требования" (утв. Минздравом СССР 27.08.1984) при обнаружении неисправности в процессе эксплуатации электромедицинской аппаратуры персонал должен немедленно отключить неисправный аппарат от сети. Работать с этим аппаратом персонал может только после устранения неисправности и наличия соответствующей записи электромеханика в журнале техобслуживания.
Процедура подключения исправного датчика прописана в руководстве пользователя ультразвукового сканера Mylab 20. Манипуляции с неисправным оборудованием согласно требований законодательства должны проводиться только специалистами по техническому обслуживанию медицинской техники организаций и предприятий, имеющих соответствующую лицензию на право проведения данного вида работ, так как неисправное оборудование представляет опасность как для пациента, так и для медицинского персонала.
Информативность любого современного УЗИ-сканера в первую очередь зависит от используемого программного обеспечения, так как именно ПО позволяет правильно интерпретировать и визуализировать электрические сигналы, поступающие от ультразвуковых датчиков. При этом ПО современных УЗИ-сканеров кроме интерпретирующих функций выполняет ряд управляющих задач (в том числе и работой датчиков). Одной из причин выхода из строя датчика, зафиксированной в свидетельстве N 0010103334 о контроле технического состояния от 06.09.2017, могли стать сбои в работе ПО. В связи с этим в объем ремонтных работ был включен пункт об обновлении программного обеспечения в случае необходимости после проведения диагностирования неисправности.
Кроме того, качество проведенного ремонта и исправность отремонтированного оборудования проверяется путем проведения испытаний в соответствии с п. 2.3.5 ГОСТ 18322-2016. Объем и методы испытаний регламентированы Р 50.2.051-2006 ГСИ "Ультразвуковое диагностическое оборудование медицинского назначения. Общие требования к методам контроля технических характеристик". При этом Р 50.2.051-2006 ГСИ определяет требования и методы контроля работы УЗИ-сканера в целом, что соответствует цели документации аукциона - восстановление работоспособности УЗИ-сканера в целом, а ни какой-то его части.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей работ, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых они изложены в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, а также объема и требований к гарантиям оказываемых услуг заказчиком при необходимости, что также подтверждается представленными заказчиком пояснениями.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования оборудования, работы по ремонту которого являются объектом закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
В рассматриваемом случае, в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к выполнению работ по ремонту оборудования с учетом собственных потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Предъявляемые заказчиком требования к составу и видам, необходимых для выполнения работ, требований, подлежащих обязательному соблюдению норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие виды работ, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к работам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам.
Заказчиком при описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение получателя (больницы) исправным медицинским оборудованием, необходимым для обеспечения прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь; при описании объекта закупки использовались объективные характеристики, соответствующие указанной потребности заказчика.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, а равно привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах жалобы отсутствуют. При этом установление заказчиком в аукционной документации характеристик объекта закупки не только соответствует требованиям к описанию объекта закупки, установленным Законом о контрактной системе, но и обусловлено объективными причинами.
Комиссия принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, соответствующие всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы, обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что доводы подателя жалобы о необоснованности требуемых в Описании объекта закупки видов работ по выполнению ремонта оборудования заказчика не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация в части описания объекта закупки соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Евромед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июня 2018 г. N 733
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018