Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения городских и сельских поселений :ул. Солнечная, ул. Звездная, ул. Дачная, ул. Восточная, пер. Банный, пер. Больничный пгт. Нижний Ингаш", извещение N 0119300027718000011 (далее - электронный аукцион, закупка) установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32, Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документ, подтверждающий утверждение аукционной документации.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России состоялось 09 июня 2018 года в 11 часов 15 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании Комиссии присутствовали представители заказчика, подтвердившие надлежащим образом свои личности и полномочия, податель жалобы явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. заказчик установил ненадлежащую дату окончания подачи заявок;
2. заказчик установил дату окончания предоставления разъяснений в диссонанс с требованиями статьи 65 Закона о контрактной системе;
3. в документации отсутствуют требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ;
4. заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик не считает, что допущенные им нарушения повлияли на результат определения подрядчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения городских и сельских поселений:ул. Солнечная, ул. Звездная, ул. Дачная, ул. Восточная, пер. Банный, пер. Больничный пгт. Нижний Ингаш", извещение N 0119300027718000011.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
1). Статьей 63 Закона о контрактной системе предусмотрено следующее.
1. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
2. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
3. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Проанализировав извещение и документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 037 802,20 рублей, срок окончания подачи заявок приходится на 05.06.2018, 17:00.
Из изложенного следует, что извещение о проведении электронного аукциона должно быть размещено заказчиком в ЕИС не менее, чем за пятнадцать дней до 05.06.2018.
При этом, определение понятия "день" Закон о контрактной системе не содержит. Однако, согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа, где началом календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам, окончание календарного дня - момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
Проанализировав размещенную в ЕИС информацию, Комиссия установила, что извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в 10:20, 21.05.2018, то есть, учитывая положения Федерального закона "Об исчислении времени" менее, чем за 15 дней. Ввиду указанного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Вследствие изложенного данный довод жалобы признан Комиссией обоснованным.
Однако, Комиссией не установлено, что указанное нарушение не позволило кому-либо подать заявку на участие в электронном аукционе, в том числе подателю жалобы, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика, вследствие чего необходимость в выдачи предписания об его устранении отсутствует.
2). Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик определил, что датой начала предоставления разъяснений является "21" мая 2018 года, а датой окончания - "01" июня 2018 года.
Однако, в соответствии с частями 3,4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из изложенного следует, что участник может направить указанный выше запрос не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а заказчик должен разместить в ЕИС ответ не позднее, чем через два дня, после поступления такого запроса. Ввиду чего датой окончания предоставления разъяснений будет являться дата не позднее, чем через два дня, после крайнего дня, в который участники закупки правомочны направить такой запрос.
Таким образом, учитывая, что заказчиком установлено, что датой окончания подачи заявок является 05.06.2018, то Комиссия приходит к выводу, что указанный довод жалобы является обоснованным и заказчик не руководствовался требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе при определении положений аукционной документации в части установления срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Однако, Комиссией не установлено, что указанное нарушение не позволило кому-либо подать заявку на участие в электронном аукционе, в том числе подателю жалобы, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика, вследствие чего необходимость в выдачи предписания об его устранении отсутствует.
3). Согласно аукционной документации "Первая часть заявки должна содержать следующую информацию: - согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, отсутствие в описании объекта закупки каких-либо характеристик услуг или требований к товарам, который необходимо использоваться при оказании услуги, свидетельствует о том, что такие характеристики и требования к товарам не имеют принципиального значения для заказчика.
Ввиду изложенного и учитывая, что заказчик правомочен формулировать описание объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, Комиссия не может признать довод жалобы, касающийся отсутствия в документации требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, обоснованным.
4). По мнению подателя жалобы, пункт 7.1 проекта контракта "Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств в случае действия обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение, землетрясение, военные действия и т.д.) при условии, что данные обстоятельства непосредственно повлияли на выполнение условий по настоящему контракту. В этом случае срок выполнения договорных обязательств будет продлен на время действия этих обстоятельств" неправомерно увеличивает сроки исполнения обязательств, чем нарушает Закон о контрактной системе.
Однако, Комиссия не может согласиться с указанным доводом жалобы ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского Кодекса Российской Федерации при наступлении не зависящих от подрядчика обстоятельств приостановить работу. Ввиду изложенного, вышеуказанное условие о продлении срока выполнения договорных обязательств (что является безусловным следствием приостановки выполнения работ), изложенное в пункте 7.1 проекта контракта требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации, а ровно требованиям Закона о контрактной системе не противоречит.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 63, 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений заказчику не выдавать, поскольку такие нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июня 2018 г. N 742
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2018