Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - гласного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя от уполномоченного органа - Егоровой Е.В., в отсутствии представителей от заявителя и заказчика, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу - ООО "Невская энергетика" (далее - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утверждённой Муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение научно-исследовательской работы (НИР) по теме: "Разработка программы повышения надежности эксплуатации системы теплоснабжения муниципального образования "Холмский городской округ" (извещение N 0361300009118000111) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса.
По мнению заявителя, Заказчик нарушил нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установив в Техническом задании требования на выполнение работ указанных в разделе 2.2. "Содержание работ" п. 2. "Техническое обследование" п/п 2.2, при том, что таких работ нет в Приказе Минстроя России от 21.08.2015 N 606/пр. Также требование конкурсной документации о наличии членства в СРО по инженерным изысканиям также незаконно и необоснованно.
Заказчик не согласился с доводами Заявителей, а также представил устные и письменные возражения.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
21.04.2018 18:46 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении конкурса. Последние изменения от 21.05.2018 13:42.
Наименованием и описанием объекта закупки является научно-исследовательские работы (НИР) по теме: "Разработка Программы повышения надежности эксплуатации системы теплоснабжения муниципального образования "Холмский городской округ" в соответствии с Техническим заданием (Раздел 5 настоящей документации).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1, 4, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; предусмотренные ст. 51 указанного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно п.п. "г" п. 1, п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе - документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 указанного закона, или копии таких документов; в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания к работам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Часть 3 ст. 33 Закона о контрактной системе гласит, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В п. 1.2 Технического задания "Основание для выполнения работы" приведены нормативно-правовые акты, которые являются основанием для выполнения работ:
- Федеральный закон от 27 июля 2012 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении";
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. N 606/пр "Об утверждении Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения..."
Целью работы является разработка решений по повышению надежности и эффективности эксплуатации системы теплоснабжения муниципального образования "Холмский городской округ" как базового документа, определяющего стратегию и единую техническую политику перспективного развития системы теплоснабжения. Работа должна содержать анализ фактического состояния системы теплоснабжения муниципального образования "Холмский городской округ", полную информацию о фактических технико-экономических показателях, требуемую для принятия решения о целесообразности инвестирования в технологические решения с целью обеспечения надежности и развития системы централизованного теплоснабжения муниципального образования с учетом снижения эксплуатационных затрат и достижения необходимого уровня энергоэффективности (п. 2.1 Технического задания).
В п. 2.2 Технического задания указано содержание работы. Работа должна быть направлена на выявление потенциала повышения надежности и эффективности (экономичности) функционирования систем теплоснабжения муниципального образования "Холмский городской округ", основанного на данных, полученных в результате технического обследования.
Так же указано, что первым этапом выполнения работ является обследование существующих систем теплоснабжения г. Холмска Сахалинской области, куда входит техническое обследование тепловых сетей (общая длина трасс тепловых сетей в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения - 58.6 км): 2.2. Проведение визуального и инструментального обследования тепловых сетей:
визуальный контроль состояния тепловой изоляции участков трубопроводов тепловой сети надземной прокладки;
визуальный контроль состояния тепловых камер и запорной арматуры;
визуальный контроль состояния опорных конструкций тепловых сетей надземной прокладки;
инструментальный анализ соответствия фактического месторасположения трубопроводов тепловых сетей существующим планам (перечень участков согласовывается с Заказчиком и ресурсоснабжающей организацией), в том числе включающий создание опорных геодезических сетей, съемку подземных коммуникаций и сооружений (теплотрасс и тепловых камер), трассирование теплотрасс.
Комиссия, проанализировав Приказ Минстроя России от 21.08.2015 N 606/пр "Об утверждении Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и Порядка осуществления мониторинга таких показателей", сопоставив с вышеуказанными работами, не усматривает нарушений Закона о контрактной системе, за исключением требований к работам по созданию опорных геодезических сетей, съемку подземных коммуникаций и сооружений (теплотрасс и тепловых камер), трассирование теплотрасс.
В решении Сахалинского УФАС России N201/18 от 09.06.2018 дана оценка о наличии требований по выполнению инженерных изысканий, где Комиссия пришла к выводу о том, что НИР и работы по инженерным изысканиям не могут быть признаны технологически и функционально связанными между собой.
Также указано, что организации, исключительно осуществляющие ведение своей деятельности в области НИР, и не вступившие в членство СРО по инженерным изысканиям, полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, а такое требование прямо установлено в п. 14 Информационной карты конкурсной документации.
Вышеуказанные обстоятельства не могут не привести к ограничению конкуренции, так как не каждая организация осуществляющая деятельность в области НИР имеет допуск к работам по инженерным изысканиям.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, второй довод жалобы признается обоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Невская энергетика" на положения конкурсной документации, утверждённой Муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение научно-исследовательской работы (НИР) по теме: "Разработка программы повышения надежности эксплуатации системы теплоснабжения муниципального образования "Холмский городской округ" (извещение N 0361300009118000111) - частично обоснованной.
2. Заказчику - МКУ "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" и конкурсной комиссии - Администрации муниципального образования "Холмский городской округ", МКУ "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства не выдавать, в связи с тем, что решением по делу N201/18 от 09.06.2018 выдано предписание N05-73/18 от 09.06.2018..
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Силичев
Члены Комиссии К.В. К.В. Солонин
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 июня 2018 г. N 206/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018