Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг", не явились, извещены;
от заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю" Головневой Дарьи Сергеевны, действующей по доверенности, Медведева Александра Викторовича, действующего по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю", при проведении электронного аукциона N 0817100000618000134 "Выполнение работ по ремонту охранно-пожарных комплексов" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
07.06.2018 г. ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе заказчиком - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю", при проведении электронного аукциона N 0817100000618000134 "Выполнение работ по ремонту охранно-пожарных комплексов".
Заявитель считает, что положения аукционной документации нарушают требования пункта 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно: описание поставляемых товаров (пункт 1, 21, 22, 29, 33, 34, 44, 48, 70, 71, 97, 99, 101, 102, 103, 105 части 2 раздела 4 аукционной документации) носит необъективный характер, заказчиком установлены показатели, значения которых становятся известными при испытании товара после его производства.
На основании изложенного заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу; провести проверку закупки на соответствие требованиям действующего законодательства РФ; признать положения документации несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе; обязать заказчика внести соответствующие изменения в аукционную документацию.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменное возражение.
Ознакомившись с пояснениями представителей заказчика, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок объявила о перерыве в заседании по рассмотрению жалобы.
15.06.2018 г. Комиссия по контролю закупок продолжила рассмотрение жалобы.
Заслушав уточненные пояснения представителей заказчика, изучив представленные документов, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия по контролю закупок пришла к следующим выводам.
29.05.2018 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817100000618000134 "Выполнение работ по ремонту охранно-пожарных комплексов".
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" ( далее- Письмо ФАС) при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 1 заказчиком установлены следующие требования: кабель линии связи - жилы: однопроволочные медные; количество жил, шт: не менее 4; минимальный радиус изгиба кабеля, диаметров: не менее 20; огнестойкость кабелей, мин: не менее 180.
Согласно пункту 10.3. ГОСТа 31996-2012. "Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" допустимый радиус изгиба многожильных кабелей при прокладке должен быть не менее , одножильных - .
Таким образом, установленный заказчиком показатель минимального радиуса изгиба кабеля не определен ГОСТом 31996-2012. Довод заявителя в данной части обоснован.
Таблица 1 ГОСТа 31565-2012. "Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" содержит показатели пожарной опасности, согласно которой первому классу пожарной опасности соответствует показатель огнестойкости кабельного изделия - не менее 180 мин. Таким образом, указанный заказчиком показатель огнестойкости установлен ГОСТом 31565-2012. Довод заявителя в данной части не обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 21 заказчиком установлены следующие требования: провод - нагревостойкость изоляции, °С: не менее 180.
Согласно пункту 1.1. ГОСТа 26615-85. "Провода обмоточные с эмалевой изоляцией. Общие технические условия" провода эмалированные подразделяют по температурному индексу (нагревостойкости), °C: 105, 120, 130, 155, 180, 200, 220 и выше.
Таким образом, установленный заказчиком показатель нагревостойкости изоляции определен ГОСТом 26615-85. Довод заявителя в данной части не обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 22 заказчиком установлены следующие требования: электромагнит - время срабатывания, с: менее 0,095.
Представителем заказчика не были представлены доказательства того, что данный показатель был установлен в соответствии с ГОСТом, иными документами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 29 заказчиком установлены следующие требования: провод - провод обмоточный с эмалиевой изоляцией должен соответствовать ГОСТ 26615-85; материал проволоки - медная; форма сечения -круглая или прямоугольная; номинальный диаметр проволоки, мм: не менее 0,850 и не более 0,900; относительное удлинение провода при растяжении до разрыва, %: более 25,0.
Согласно пункту 2.4.1 ГОСТа 26615-85 "Провода обмоточные с эмалевой изоляцией. Общие технические условия" относительное удлинение проводов при растяжении до разрыва должно быть не менее указанного в табл. 7 - для круглых проводов с медной и медной никелированной проволокой.
Согласно таблице 7. номинальному диаметру проволоки от 0,710 до 0,850 мм соответствует относительное удлинение 28%, а номинальному диаметру проволоки от 0,900 до 0,950 мм соответствует относительное удлинение 29%. Номинальный диаметр проволоки от 0,850 до 0,90 мм ГОСТом не определен. Таким образом, установленный заказчиком диапазон значений номинального диаметра проволоки не может соответствовать установленному заказчиком показателю относительного удлинения провода при растяжении до разрыва (более 25,0 %). Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 33 заказчиком установлены следующие требования: провод - нагревостойкость изоляции, °С: 180 или 200.
Согласно пункту 1.1. ГОСТа 26615-85 "Провода обмоточные с эмалевой изоляцией. Общие технические условия" провода эмалированные подразделяют по температурному индексу (нагревостойкости), °C: 105, 120, 130, 155, 180, 200, 220 и выше.
Таким образом, установленный заказчиком показатель нагревостойкости изоляции определен ГОСТом 26615-85. Довод заявителя в данной части не обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 34 заказчиком установлены следующие требования: кабель-канал - диэлектрическая прочность 2000В (при 50 Гц, в течение 15 мин); сопротивление изоляции 100 МОм (500 В, в течение 1 мин).
Представителем заказчика не были представлены доказательства того, что данные показатели были установлены в соответствии с ГОСТом, иными документами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 44 заказчиком установлены следующие требования: резистор переменный непроволочный - минимальная наработка на отказ, час: не менее 30000.
Представителем заказчика не были представлены доказательства того, что данный показатель был установлен в соответствии с ГОСТом, иными документами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 48 заказчиком установлены следующие требования: кабель огнестойкий для систем пожарной и охранной сигнализации - электрическое сопротивление шлейфа пересчитанное на 1 км длины и температуру 20°С, Ом: не более 75; электрическое сопротивление изоляции жил, пересчитанное на 1 км длины и температуру 20°С, МОм: не менее 100; работоспособность при воздействии пламени, мин: не менее 180.
Представителем заказчика не были представлены доказательства того, что данные показатели были установлены в соответствии с ГОСТом, иными документами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 70 заказчиком установлены следующие требования: кабели огнестойкие для систем пожарной и охранной сигнализации - работоспособность при воздействии пламени, мин: не менее 180.
Таблицей 1 ГОСТа 31565-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" предусмотрен показатель - предел огнестойкости кабельного изделия в условиях воздействия пламени. Критерием оценки для данного показателя является время, в течение которого кабель сохраняет работоспособности в условиях воздействия пламени, выраженное в минутах.
Таким образом, показатель "работоспособность при воздействии пламени, мин: не менее 180" был установлен заказчиком не в соответствии с положениями ГОСТа 31565-2012.
Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 71 заказчиком установлены следующие требования: кабели огнестойкие для систем пожарной и охранной сигнализации - сохраняет работоспособность при воздействии открытого пламени (750°С) в течение, мин: не менее 180.
Показатель "работоспособность при воздействии открытого пламени (750°С) в течение, мин: не менее 180" не предусмотрен положениями ГОСТа 31565-2012. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 97 заказчиком установлены следующие требования: припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые - температура плавления, °C: Солидус: не менее 183; Ликвидус: не более 238.
В Приложении 1 ГОСТа 21930-76. "Припои оловянно-свинцовые в чушках. Технические условия" содержится указание на марку припоев, имеющую характеристики, указанные заказчиком. В связи с этим, довод заявителя в данной части не обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 99 заказчиком установлены следующие требования: канифоль - температура размягчения, °С: не менее 66.
Согласно пункту 1.3. ГОСТа 19113-84 "Канифоль сосновая. Технические условия" канифоль 2-ого сорта имеет температуру размягчения, °С, не ниже 66. Таким образом, заказчиком в документации было неверно указано значение показателя. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 101 заказчиком установлены следующие требования: припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые - ударная вязкость, кгс/см2: 4,9; временное сопротивление разрыву, кгс/мм кв. :4,0.
Приложение 1 ГОСТа 21930-76. "Припои оловянно-свинцовые в чушках. Технические условия" содержит указание на данные значения показателей. Таким образом, требования к товару были установлены заказчиком в соответствии с ГОСТом. Довод заявителя в данной части не обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 102 заказчиком установлены следующие требования: огнезащитный состав - огнезащитная эффективность не менее 60 минут для воздуховодов с толщиной металла не менее 0,8 мм.; сухой остаток %: не менее 70.
Представителем заказчика не были представлены доказательства того, что данные показатели были установлены в соответствии с ГОСТом, иными документами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 103 заказчиком установлены следующие требования: лак - влагопроницаемость, %: не более 0,05; эластичность лаковой пленки, мм: не менее 1.
Представителем заказчика не были представлены доказательства того, что данные показатели были установлены в соответствии с ГОСТом, иными документами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части обоснован.
В части 2 раздела 4 аукционной документации по позиции 105 заказчиком установлены следующие требования: двухкомпонентный заливочный кремнийорганический компаунд - теплопроводность, Вт/(мК): не менее 1,1; относительное удлинение, %: не менее 30; прочность при растяжении, МПа: не менее 0,5.
Представителем заказчика не были представлены доказательства того, что данные показатели были установлены в соответствии с ГОСТом, иными документами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части обоснован.
На основании изложенного, комиссия по контролю закупок приходит к выводу , что заказчиком при описании объекта закупки были установлены значения показателей, показатели, непредусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иными требованиями. Действиями заказчика были нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 Письма ФАС требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно части 9.6.4. аукционной документации при описании участником закупки характеристик используемых товаров, требования к которым установлены в Разделе 4. "Наименование и описание объекта закупки" настоящей документации, а так же в отдельных прикрепленных файлах в единой информационной системе (при наличие таковых) не допускается использование слов "не более", "не менее", "или", "не умже", "должен", "более", "менее".
В части 2 раздела 4 аукционной документации в колонке "максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, при определении которых участником используются только точные цифровые или иные параметры" заказчиком были установлены значения показателей с формулировками "не менее", "не более" и т.д. При этом точные значения некоторых показателей не всегда указаны в ГОСТах и могут стать известными участнику закупки только на основании проведенных испытаний товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к информации, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия по контролю закупок приходит к выводу о нарушении заказчиком требований пункта 1 , 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" частично обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении пункта 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе;
4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 июня 2018 г. N 359/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018