Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Казаковой Инны Николаевны (далее - ИП Казакова И.Н., Заявитель) от 07.06.2018 (вх. N 2568 от 08.06.2018) на действия администрации муниципального образования Киреевский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Центр образования N 2" (структурное подразделение начального общего, основного общего, среднего общего образования - Лицей) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (закупка N 0166300021418000038) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
-- главы администрации муниципального образования Киреевский район,
- - представителя Заказчика по доверенности,
в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при осуществлении Закупки.
ИП Казакова И.Н. указывает на нарушение законодательства о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Центр образования N 2" (структурное подразделение начального общего, основного общего, среднего общего образования - Лицей) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона.
В жалобе содержится информация о том, что Заказчиком неправомерно заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Центр образования N 2" (структурное подразделение начального общего, основного общего, среднего общего образования - Лицей) с единственным подрядчиком, действия Заказчика нарушают Закон.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушена часть 2 статьи 93 Закона, поскольку извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), опубликованное в единой информационной системе в сфере закупок, не содержит информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона, а также в пункте 8 указанной статьи.
ИП Казакова И.Н. просит признать в действиях Заказчика нарушение Закона, выдать предписание об аннулировании Закупки.
Представители Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика законными и обоснованными, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанной Закупки, Комиссия установила следующее.
Извещение о проведении Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и проект контракта размещены 07.06.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 148133820,00 рублей.
Объектом рассматриваемой закупки, предметом заключенного Контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Центр образования N 2" (структурное подразделение начального общего, основного общего, среднего общего образования - Лицей).
Установлено, что между Заказчиком и ООО "Ледокол" заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Центр образования N 2" (структурное подразделение начального общего, основного общего, среднего общего образования - Лицей) от 14.06.2018 N 11 (далее - Контракт) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 Закона установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Из возражений, представленных Заказчиком на заседание Комиссии, следует, что основанием заключения Контракта с единственным подрядчиком по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона послужило решение внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации муниципального образования Киреевский район.
Заказчик указывает, что "при обследовании зданий школы и детского сада выявлено, что общее состояние зданий, архитектурных элементов зданий, территорий объектов, а также состояние инженерных систем, а в некоторых случаях и их отсутствие или полная неработоспособность несет повышенную угрозу жизнедеятельности людей, пребывающих на этом объекте. Состояние инженерных сетей напрямую несет опасность пребывания людей в зданиях. Состояние систем безопасности, таких, как автоматизированная система пожарной безопасности и система оповещения при пожаре, несет прямую опасность людям, находящимся на этом объекте. Удручающее состояние сетей электроснабжения грозит возникновению пожара. Отсутствие вентиляционных систем привело к возникновению грибка на строительных конструкциях, грозит непосредственно здоровью людей".
Тульским УФАС России в адрес Заказчика был направлен запрос о представлении, в том числе документов, подтверждающих обстоятельства, которые послужили обоснованием причин заключения контракта с единственным подрядчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона, а также о представлении доказательств, подтверждающих характер острой необходимости выполнения всех поименованных в закупке работ, обусловленной возможным причинением вреда жизни и здоровью населения.
В обоснование причин заключения контракта с единственным подрядчиком на заседание Комиссии Заказчиком представлен "технический отчет по результатам обследования здания на соответствие в разделе "Архитектурные решения. Мероприятия по обеспечению доступа маломобильных групп населения (МНГ)"", выполненный ООО "ИнтерСтрой Проект" для МКОУ "Центр образования N 2" (структурное подразделение начального общего, основного общего, среднего общего образования - Лицей) в 2017 году (далее - Отчет). Отчет не содержит информацию о конкретной дате и времени его составления.
В разделе 6 Отчета указаны выводы и рекомендации по архитектурным решениям, где, в том числе указано, что объект находится в неудовлетворительном состоянии необходимо полное выселение с последующим капитальным ремонтом.
Исходя из понятия, данного в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в статье 401 ГК РФ, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Одновременно в ГК РФ содержится примерный перечень обстоятельств, не имеющих непреодолимой силы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Исходя из пункта 2 части 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" авария представляет собой опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Однако в данном случае какие-либо сведения о возникновении именно "чрезвычайной ситуации", которая бы в свою очередь потребовала "экстренного выполнения" ремонтных работ (в связи с чем фактически и был заключен Контракт), в рассматриваемом деле отсутствуют. Как следует из содержания самого Контракта, его заключение было связано с необходимостью проведения ремонтных работ, а не работ по устранению следствий аварии (иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы).
Таким образом, факт аварии, либо наличие иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера при заключении контракта с единственным подрядчиком не установлены, на заседание Комиссии документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств, не представлены.
Из материалов данного дела также следует, что данные работы не направлены на устранение последствий действий аварии (иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы), не имеют острый и срочный характер, что подтверждается также сроком выполнения работ по Контракту (не позднее 05.12.2018 (пункт 3.2. Контракта), сроком действия контракта (до 31.12.2018 (пункт 14.2. Контракта).
Законом предусмотрены конкурентные процедуры закупок, позволяющие осуществить закупку и выполнить работы в сроки, установленные в Контракте.
Необходимо отметить, что фактические сроки заключения и исполнения контракта указывают на наличие возможности у Заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, а также на отсутствие срочности во всех работах и возможность проведения конкурентных процедур.
Следовательно, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона, нарушают часть 5 статьи 24 Закона, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что в действиях Заказчика выявлено нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия не находит возможным дать оценку доводу Заявителя о нарушении Заказчиком требований к содержанию извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что между Заказчиком и ООО "Ледокол" заключен Контракт, то предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Казаковой Инны Николаевны от 07.06.2018 (вх. N 2568 от 08.06.2018) на действия администрации муниципального образования Киреевский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Центр образования N 2" (структурное подразделение начального общего, основного общего, среднего общего образования - Лицей) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (закупка N 0166300021418000038) обоснованной.
2. Признать администрацию муниципального образования Киреевский район нарушившей часть 5 статьи 24 Закона.
3. В связи с тем, что администрацией муниципального образования Киреевский район по результатам осуществления данной закупки заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
5. Передать материалы данного дела в Прокуратуру Тульской области для рассмотрения в рамках компетенции.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 июня 2018 г. N 04-07/115-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2018